В израильских СМИ появилась информация о рабочей группе по урегулированию статуса поселенческих форпостов

Согласно сообщению израильского поселенческого интернет-сайта «Седьмой канал» в среду министр обороны Авигдор Либерман, лидер партии «Наш дом – Израиль» (НДИ) дал указание своему заместителю раввину Эли Бен-Дахану, представляющую тесно связанную с поселенческим движением религиозно-сионистскую партию «Еврейский дом», больше не участвовать в обсуждениях рабочей группы по урегулированию статуса поселенческих форпостов в Иудее и Самарии (на Западном Берегу, пользуясь арабской терминологией). Министр провел также с раввином Эли Бен-Даханом беседу, в ходе которой выразил ему порицание и свое возмущение тем, что тот рассказал депутатам от своей фракции о существовании такой рабочей группы и о ее деятельности. В этой связи следует пояснить, что сам по себе факт существования и функционирования такой рабочей группы в Министерстве обороны Израиля был до самого недавнего времени секретом.

Эту информацию заместитель министра обороны раввин Эли Бен-Дахан сообщил на закрытом заседании фракции «Еврейского дома» в Кнессете. «За последние полгода мы в Министерстве обороны создали рабочую группу из 4-5 человек и начали составлять описания всех (поселенческих – В.Ч.) форпостов. Есть около 70 поселений, статус которых не урегулирован (именно такие поселения и именуются в данном контексте «поселенческими форпостами» — «маахазим» на иврите – В.Ч.). Только в последний четверг мы заседали почти три часа и распределили все эти семьдесят поселений по категориям, каждый – в соответствии с тем, как и каким образом можно урегулировать его статус, — сказал в частности заместитель министра обороны на упомянутом заседании, — Есть поселения, статус которых можно урегулировать довольно легко, например Асаэль. Это поселение, которое решило основать правительство. Когда (Ицхак – В.Ч.) Рабин вступил в должность премьер-министра в 1992 году, он провел решение правительства, согласно которому в отношении всех поселений, решение о строительстве которых было уже принято правительством, но они еще не были построены, или поселений, статус которых не был урегулирован, все официальные разрешения отменяются. Если нынешнее правительство примет решение о том, что оно отменяет это решение Рабина, то мы сможем урегулировать статус немалого числа поселений».

После этого закрытого заседания парламентской фракции «Еврейского дома» произошла утечка информации. Второй канал Израильского Телевидения сообщил всей стране о том, что в течение последнего полугода в Министерстве обороны работает узкая группа, занимающаяся выработкой секретного плана по урегулированию статуса поселенческих форпостов в Иудее и Самарии. Речь идет об оперативной программе, в которую включены все поселенческие форпосты, юридический статус которых остается проблематичным. Таковых насчитывается на сегодняшний день, как уже было сказано, порядка 70. Упомянутая рабочая группа распределяет их по степени сложности урегулирования их статуса – от самых легких до самых сложных случаев. И, как было сообщено, во главе данного списка находится поселенческий форпост Асаэль, входящий в состав регионального совета Гар-Хеврон, на котором проживают 46 семей. К наиболее сложным случаям отнесены форпосты Авигайль (региональный совет Гар-Хеврон, 25 семей), Гивъат-Гарэль (региональный совет Биньямин, более 60 семей) и Эш-Кодеш (региональный совет Биньямин, 31 семья).

Что касается конфликта между Авигдором Либерманом и раввином Эли Бен-Даханом, то он, в сущности, сводится к следующему: Возглавляемая министром просвещения Нафтали Беннетом партия «Еврейский дом» постоянно упрекает в последнее время лидера НДИ в «недостаточной правизне». Причем, прежде всего, речь идет о том, что он вместе с лидером Ликуда, премьер-министром Биньямином Нетаньяху якобы препятствует стремительному росту поселений. В этой связи необходимо пояснить, что полномочия относительно строительства в поселениях находятся в руках министра обороны. Авигдор Либерман со своей стороны неоднократно упрекал «Еврейский дом» в том, что эта религиозно-сионистская партия постоянно использует крикливые лозунги там, где требует тихая, продуманная работа. Лидер НДИ отвергает претензии министров и депутатов Кнессета от «Еврейского дома» на то, что именно они являются аутентичными представителями поселенцев. В этой связи уместно упомянуть о том, что сам Авигдор Либерман уже много лет является жителем поселения Нокдим, расположенного к юго-востоку от Вифлеема, в то время, как Нафтали Беннет никогда не жил в поселениях (он живет в городе Раанана, неподалеку от Тель-Авива). Выговор, устроенный Авигдором Либерманом своему заместителю наглядно иллюстрирует этот утверждение лидера НДИ – получается, что в то время, как он тихо и продуманно работает на пользу поселенческого движения, депутаты от «Еврейского дома» занимаются болтовней, ставящей под угрозу важные проекты, имеющие своей целью укрепление статуса поселений (в данном случае поселенческих форпостов) и предоставление им условий для нормального развития и роста.

Оставляя в стороне этот сугубо внутрикоалиционный конфликт (как НДИ, так и «Еврейский дом» входят в состав нынешней правящей коалиции, возглавляемой Ликудом), следует отметить, что данная информация, буквально «промелькнувшая» в израильских СМИ и не удостоившаяся в них углубленного обсуждения, предоставляет возможность сделать определенные выводы в отношении этого направления в деятельности израильского правительства, связанной с поселенческим движением в Иудее и Самарии. Со времен прихода к власти в Израиле в 1992 году левого правительства, возглавлявшегося Ицхаком Рабиным, в этих районах официально не было основано ни одного нового еврейского поселения. Однако было серьезной ошибкой полагать, что развитие поселенческого движения прекратилось или ограничилось лишь расширением основанных ранее поселений. Основывались поселенческие форпосты, номинально считавшиеся кварталами существовавших ранее поселений, но в реальности удаленные от них иногда на километры. Это привело к фактическому еврейскому гражданскому контролю над весьма обширными территориями.

Несмотря на сравнительную малочисленность населения форпостов, они превратили изолированные точки на карте, которыми зачастую были основанные ранее поселения, в «поселенческие блоки», компактные группы поселений, контролирующие, как уже было сказано, обширные незастроенные территории. Урегулирование юридического статуса поселенческих форпостов даст возможность в полной мере использовать заложенный в них потенциал, в частности путем многократного увеличения их населения. Таким образом, Государство Израиль сможет закрепить за собой обширные участки территорий Иудеи и Самарии в рамках урегулирования с Палестинской национальной администрацией, которое, судя по нынешнему состоянию дел, скорее всего, будет односторонним.

62.83MB | MySQL:102 | 0,655sec