Ирак: о возобновлении дотирования Иракского Курдистана в обмен на передачу экспорта нефти федеральному центру

16 января источник в правительстве Ирака сообщил о «наличии совместного понимания относительно механизмов поставок нефти с месторождений Иракского Курдистана через трубопровод Киркук — порт Джейхан или наливным способом через другие пограничные переходы в обмен на выплаты из федерального бюджета». Таким образом, в истории с попыткой независимости Иракского Курдистана, попыткой преждевременной и не подготовленной, поставлена не только точка, это случилось несколько ранее, а, выражаясь фигурально, закрыты скобки. К большому сожалению, курды, безусловно, смелые и хорошие люди, заслуживающие своего собственного государства, не меньше палестинцев или абхазов, вновь демонстрируют свою извечную наивность и племенную разобщенность. Первая, служившая поводом для издевок над курдами со стороны турок и арабов, сейчас в очередной раз демонстрируется в Сирии, как и вторая, проистекающая из элементарной бедности основной массы населения и жесткой иерархии, позволяющей разного рода проходимцам, эксплуатировать чаяния простых людей. Быть может, эти уроки пойдут курдам впрок, и они сделают из них соответствующие выводы. Пока же, секретарь кабинета министров региона, Иманж Рахим, участвовавший в заседании с эмиссарами Багдада, резюмировал: встречи состоялись и были посвящены выработке схемы поставок нефти в обмен на выплаты из бюджета Ирака в соответствии с долей, причитающейся Курдистану.

«Достигнуто понимание по всем вопросам»,  — добавил чиновник. Стороны находятся на новом этапе решения вопросов, связанных с нефтяным досье, и с финансированием региона, в первую очередь, имеются в виду заработная плата бюджетникам, пенсии и пособия.

Секретариат правительства региона сообщает о пяти заседаниях Высшей комиссии, направленной в Эрбиль по распоряжению премьера Ирака, доктора Х.аль-Абади, на которых согласовывались вопросы, связанные с безопасностью, пограничным режимом, функционированием международных аэропортов, таможен, гидротехнических сооружений и нефтью. Были подготовлены и подписаны соответствующие протоколы.

Ранее, иракский премьер заявил, что «за три месяца регионы выручил за свою нефть два триллиона динар. Однако, существует проблема с определением численности бюджетников».

Курдистан обещал предоставить списки бюджетников, а также данные по продажам нефти за прошлый год, — сообщил Х.аль-Абади. По численности бюджетников «есть вопросы», однако, убежден премьер-министр, «это не должно служить основанием для отказа в выплатах жалования».

Важно понимать, что 80% от суммы всех выплат бюджетникам региона, формируется за счет отчислений от продажи нефти.

В комментариях по поводу заявления Х.аль-Абади немедленно развернулась словесная перепалка: спикер правительства Иракского Курдистана, Свен Диззи полагает, что данные иракского премьера не точны, а представители оппозиционного курдского движения «Горран» заявили «об использовании нефтяной выручки для укрепления режима власти клана Барзани и подрыва общественных устоев». Гушияр Абделла, член правящего совета движения пояснил журналистам издания «Ас-Сабах аль-Джадид», что вся нефть в Курдистане принадлежит нескольким партиям и кланам. На 90% ее контролирует Демократическая партия Курдистана (ДПК), оставшуюся часть – Патриотический союз Курдистана (ПСК) и мелкий бизнес. Политик добавил, что любые попытки со стороны парламента и правительства положить конец этой практике, будут только на пользу народа Курдистана.

Г.Абделла полагает, что с 2008 по 2017 года вся продажа нефти из региона, осуществлявшаяся и по трубопроводам и наливными цистернами, послужила одному: становлению коррупции и укреплению «диктатуры, созданию подконтрольных СМИ, служащих политиканам. Но никак не интересам народа, страдавшего все этого время от нищеты, бедности и, в конце концов, лишенного даже зарплат и пособий».

Отныне, над продажей нефти Иракского Курдистана (с нефтью Киркука это уже произошло) устанавливается тройной контроль. Во-первых, технически, ей снова займется государственная компания СОМО (SOMO, State Oil Marketing Company), во-вторых, результаты продаж будут контролироваться контрольной комиссией, составленной из представителей парламентских комитетов по энергетике, финансам и законодательству. И, в-третьих, итоги продаж нефти будет контролировать по части проводок, объемов сумм, комиссионных и прочих нюансов, Центральный банк Ирака.

Политик уверен: восстановление государственного контроля над продажами курдской нефти, ее освобождение от партийного контроля, особенно от такового со стороны ДПК, использовавшей доходы от нефти для построения полицейского государства, является национальной и гуманитарной задачей, стоящей перед всеми прогрессивными силами Курдистана.

Представители «Горран», занимая оппозиционную ДПК позицию, справедливо могут рассчитывать на первое место в списках получателей денег из Багдада. Мы лишь отметим, что справедливые, по большей части, упреки оппозиции к режиму М.Барзани в отношении того, как он распоряжался нефтью, несколько купируются тем, что центральные власти в определенный момент времени, около двух лет назад, стали задерживать транши в Эрбиль. Отчасти это было вызвано острой нехваткой денег в разгар войны с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России), что, конечно, не может служить основанием для подобных действий, но, наличие значительной коррупционной составляющей и в Багдаде, и в Эрбиле, привело к парадоксальной ситуации: нефть продавалась, полагающиеся курдам 17% «подвисали» в федеральном казначействе, но нужным людям, все, что причитается, исправно перечислялось. И кое-какие крохи от этих сумм перепадали курдским бюджетникам, так же, как иногда, какие-то баррели курдской нефти шли в общий зачет иракского нефтяного экспорта. Вообще, для непосвященной общественности, все эти разбирательства между, назовем вещи своими именами, ворами в Эрбиле и ворами в Багдаде могут казаться чем-то сложным, в действительности же все просто: складские емкости в турецком Джейхане принадлежали и принадлежат той же СОМО, которая всегда прекрасно знала, когда и сколько нефти поступало и отгружалось.

Теперь проигравшая группировка наказывается и ставится на место. Вероятно, выплата зарплат и пособий в Иракском Курдистане в скором времени войдет в свое привычное русло. Особенно, в канун парламентских выборов. Вот только осталось разобраться со «списками мертвых душ», среди получателей зарплат.

Успехи с наведением порядка в отношении экспорта нефти на северном направлении несколько омрачены сообщениями о проблемах, возникших с проектом экспорта иракского газа в Кувейт. Разногласия возникли из-за ценовых параметров, предложенных эмиратом в отношении той части газа, которая должна была пойти в зачет иракских долгов, возникших из-за оккупации Ираком Кувейта в 1990-м году. За тысячу кубических футов газа Ирак рассчитывал выручать 5 долларов, Кувейт же предложил 3 доллара.

Как и в случае с Курдистаном, экономическая проблема обременена сторонними соображениями и факторами: обе страны заинтересованы в этом проекте с точки зрения развития нефтехимического производства, он имеет знаковое значение для двустороннего сотрудничества в приграничной зоне и, наконец, косвенно связан с позицией Кувейта по вопросу участия эмирата в восстановлении разрушенных районов Ирака и инвестиционным программам. С другой стороны, вопрос компенсаций для Кувейта имеет принципиальный характер, поэтому торг по цене обещает стать напряженным, но, скорее всего, непродолжительным, поскольку задержка с реализацией стройки невыгодна ни одной из сторон.

52.35MB | MySQL:103 | 0,629sec