Об основных направлениях развития саудовского внешнеэкономического курса в начале 2018 года

Начало года было ознаменовано наращиванием саудовских усилий сразу на нескольких внешнеполитических и внешнеэкономических направлениях. Судя по всему, в королевстве решили «не ждать у моря погоды» и не особо радоваться некоторому росту цен на нефть, а действовать, расширяя и закрепляясь там, где удалось добиться успехов в году предыдущем. Вдохновителем и организатором саудовской внешней активности является политика наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, решившего, судя по всему, не давать покоя свои подданным ни внутри, ни вовне королевства.

Закономерно, что начали саудовцы с соседнего Ирака, сотрудничество с которым в 2017 году буквально наверстало несколько прошедших десятилетий стагнации. При этом королевству пришлось пойти на достаточно существенные коррекции своих прежних взглядов и отношения к положению дел в Ираке.

16 января в Эр-Рияде король Сальман бен Абдель Азиз Аль-Сауд принял в своей резиденции во дворце Аль-Ямама, министров планирования и министра торговли Ирака, уполномоченного возглавлять иракскую сторону в координационном саудовско-иракском совете, доктора Сальмана аль-Джамили. В ходе встречи были рассмотрены вопросы двустороннего сотрудничества и подтверждена значимость и важность совместной координационной комиссии «для укрепления взаимодействия между братскими странами в различных областях».

На встрече с иракскими гостями присутствовали: его высочество, принц Абдель Азиз бен Найеф бен Абдель Азиз, министр внутренних дел, министр торговли и инвестиций, со-председатель координационной комиссии с саудовской стороны, доктор Маджид бен Абдалла аль-Касби, министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов, инженер Халид бен Абдель Азиз аль-Фалех, помощник специального секретаря короля, Тамим бин Абдель Азиз ас-Салим, управляющий генеральной организации по инвестициям, инженер Ибрагим бен Абдель Рахман аль-Амр, государственный министр по делам Персидского залива, Самир бен Сабхан аль-Сабхан, генеральный директор таможен Ахмед бен Абдель Азиз аль-Хикаби и временный поверенный в делах КСА в Ираке Абдель Азиз бен Халед аш-Шамри.

Иракская сторона была представлена, кроме упоминавшихся министров, руководителем организации по инвестициям, доктором Сами Рууфом аль-Аараджи, директором службы пограничных переходов, Каземом Мухаммедом аль-Акаби, уполномоченным министерства промышленности Аделем Кяримом Ахмедом и временным поверенным в делах Ирака в КСА, советником Абдель Джаббаром Абдель Рахманом Гадгудом.

Накануне приезда иракской делегации, Саудовской Аравии, как и ОАЭ, рейтинговым агентством Moody,s был присвоен экономический рейтинг «стабильной экономики» 2018 года. 2% экономического роста ожидают эксперты агентства от стран Персидского залива в новом году.  Решение агентства последовало вслед за объявлением Всемирным банком на прошлой неделе своих оценок экономического роста в странах Персидского залива, которые оценены в 0.7% по итогам 2017 года и в 2% на 2018 год. Средний бюджетный дефицит в 2018-2019 гг. составит в них, по мнению Moody,s, 5 %.

Не забывают в Эр-Рияде и южное направление. В Омане правительством султаната было ратифицировано соглашение о финансировании саудовцами в размере 81 млн риалов (210 млн долларов США) одного из крупнейших проектов.

Средства поступят из саудовского фонда развития и предназначены для реализации на южном побережье Омана, в районе Даккама, возведения промышленной зоны. Затратный проект оценивается в несколько миллиардов долларов и Оман, переживающий бюджетный дефицит, оцениваемый в 8 млрд долларов США, самостоятельно его завершить не сможет, — сообщает Reuters.

СМИ султаната приводят некоторые подробности того, куда будет расходоваться саудовская помощь. 20 млн пойдут на строительство дороги, а 61 млн – на сооружение нового рыболовецкий порта в Даккаме. В планах Омана превратить Даккам в крупный рыболовецкий и торговый порт, кроме того, в районе собираются возвести несколько нефтехимических производств и модернизировать местный НПЗ. Кроме того, не исключается вероятность использования ВМС Саудовской Аравии порта в Даккаме в качестве пункта базирования, дающего доступ в акваторию Индийского океана. Трудно сказать, как султанату удастся решить вопрос военно-технического сотрудничества одновременно с Ираном, и с КСА, но султан Кабус решал и не такие «головоломки» и, по всей видимости, места на побережье Омана, достаточно протяженном, хватит всем.

Кроме того, ссылаясь на интервью с членом правления саудовского фонда развития, Юсефом бен Ибрагимом, оманские СМИ сообщили о выделении саудовцами еще 150 млн долларов США в качестве финансирования по программе развития мелкого и среднего предпринимательства в Омане. Соисполнителем этой программы будет Оманский банк развития.

Что касается самого Омана, то принятый в начале недели бюджет на 2018 вопреки прогнозам, показал увеличение расходов и, соответственно, сохранение на прошлогоднем уровне бюджетного дефицита. Расходы определены в 12,5 млрд риалов (32.5 млрд долларов США), что больше 11.7 млрд риалов, израсходованных в 2017 году. Доходы в 2018 году прописаны на уровне 9,5 млрд (в 2017 г. – 8.7 млрд риалов). То есть, дефицит составит около 3 млрд риалов. Правда, бюджет султаната рассчитывался, исходя из средней цены на нефть в 50 долларов за баррель, так что доходы Омана при сохранении нынешних ценовых тенденций могут вырасти.

Возвращаясь к Саудовской Аравии, необходимо отметить, что в королевстве серьезно взялись за диверсификацию доходной части бюджета и уменьшение ее зависимости от цен на нефть. Кроме запуска компанией АРАМКО строительства технополиса – энергетического города имени короля Малека Сальмана, где будут сосредоточены исследования и испытательные площадки по альтернативной энергетике и возобновляемым источникам энергии, объявлено о готовящемся проекте приватизации мукомольных мельниц, в котором смогут принять участие все желающие. Оператором продажи выступит саудовский филиал банка HSBC. Это очень редкая возможность для инвесторов войти на рынок муки и круп королевства, который является крупнейшим во всем Ближнем Востоке.

Таким образом, начало года задало несколько основных тенденций для саудовской экономики. Это и продолжение приватизационных процессов, и активизация внешнеэкономического сотрудничества с инвестиционной составляющей, и, разумеется, продолжение внутренних экономических реформ, затеянных наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом и его окружением в рамках широко разрекламированной доктрины национального развития, «Виденье 2030».

52.21MB | MySQL:103 | 0,418sec