Беспилотники как возможная альтернатива штурмовым тоннелям ХАМАСа

Государство Израиль является на сегодняшний день одним из ведущих (если не просто ведущим) производителей беспилотных летательных аппаратов, предназначенных для различных целей. В том числе для военного применения. Потенциал противостоящих ему Ирана, «Хизбаллы» и, конечно, ХАМАСа в данной сфере намного ниже, однако израильские разведслужбы и армия не пренебрегают угрозой, исходящей в этом смысле со стороны его противников, старающихся развить свой потенциал в сфере производства и применения беспилотников в военных целей. Так, у «Хизбаллы», согласно сообщениям израильских СМИ, есть многие сотни достаточно современных беспилотников моделей «Мирсад» и «Абабиль» иранского производства. «Хизбалла» использует их сейчас в войне в Сирии как для разведывательных целей, так и для атаки на цели противника. Беспилотники использовались «Хизбаллой» против израильтян еще в ходе Второй ливанской войны 2006 года. Тогда два беспилотника, запущенных боевиками этой шиитской организации, проникли из Ливана в воздушное пространство Израиля и были сбиты силами израильской противовоздушной обороны. С тех пор имели место еще несколько таких проникновений – как с территории Ливана в Галилее, так и с территории Сирии на Голанских высотах.

Что же касается ХАМАСа, то эта контролирующая сектора Газа организация тоже начала под руководством специалистов из Ирана и «Хизбаллы»  работать над развитием своего потенциала в сфере беспилотных летательных аппаратов, имеющих военное предназначение. Уместно напомнить о  том, что еще во время операции «Несокрушимая скала», проводившейся ЦАХАЛом против ХАМАСа в секторе Газа летом 2014 года, и сразу же после нее силы израильских ПВО и ВВС сбили несколько проникших в воздушное пространство Израиля беспилотников, запушенных из сектора Газа ХАМАСом.  С тех пор многое изменилось. Согласно сообщениям израильских СМИ, ссылавшихся на военные источники, за последние два года ХАМАС заметно повысил свой потенциал в сфере производства и использования беспилотников.

Произошло это не случайно. Речь идет о шаге, имеющим стратегическое значение с точки зрения руководства ХАМАСа. Сам собой напрашивается вывод, что он был предпринят на фоне того, что командиры военного крыла ХАМАСа, «Бригад Изз ад-Дина аль-Кассама» пришли к выводу, что оружие подземных штурмовых тоннелей утрачивает свою эффективность в связи с тем, что Израилю удалось благодаря эффективной разведке и совершенным техническим разработкам обнаруживать и обезвреживать эти тоннели, в сооружение которых ХАМАСом и «Исламским джихадом» были вложены колоссальные средства и усилия. «Бригады Изз ад-Дина аль-Кассама» рассчитывали использовать эти штурмовые тоннели для того, чтобы внезапно перебрасывать элитные группы свои боевиков на израильскую территорию под пограничным забором. Однако израильтянам удалось найти решение данной проблемы. Насколько известно из открытых источников, с сентября прошлого года ЦАХАЛом были обнаружены и обезврежены три таких тоннеля, причем последний из них – на прошлой неделе.

Министр обороны Израиля Авигдор Либерман заявил на завершившейся неделе журналистам, что, по оценкам израильских служб безопасности и военной разведки, есть еще проходящие под пограничным забором из сектора Газа на территорию Израиля штурмовые тоннели, которые будут неизбежно обнаружены. Начальник Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-полковник Гади Айзенкот поставил своей задачей ликвидировать угрозу, исходящую со стороны этих тоннелей, еще до конца своей каденции в конце 2018 года (не исключено, правда, что его каденция в качестве начальник Генерального штаба будет продолжена по решению министра обороны и премьер-министра). Это станет возможным, благодаря сооружаемому сейчас израильтянами подземному препятствию (оно строится из железобетона и снаряжается датчиками), которое должно окружить на большой глубине сектор Газа на протяжении всех 65 км его границы с Израилем. В дополнение к нему ЦАХАЛ предполагает построить до середины 2019 года на границе с сектором Газа шестиметровый пограничный забор с видеокамерами и высокотехнологичным разведывательным оборудованием.

Еще до того, как стало ясно, что израильтяне нашли решение проблемы штурмовых тоннелей, на основании практического опыта стало очевидно всем, включая политическое и военное руководство ХАМАСа, что эффективность ракетных обстрелов израильской территории из сектора Газа резко снизилась в связи с поступлением на вооружение ЦАХАЛа противоракетной системы «Железный купол» израильского производства. На фоне двух этих имеющих стратегическое значение достижений израильской военной техники, ХАМАС пытается найти какой-то выход, используя альтернативные и предположительно более эффективные в создавшихся условиях виды вооружений. Одним из них являются 80-миллиметровые и 120-миллиметровые минометы. Против минометных обстрелов система «Железный купол» малоэффективна, а разработать эффективную систему защиты от минометных обстрелов израильтянам пока не удалось. Однако у минометов есть существенный недостаток по сравнению с ракетами – их дальнобойность. Минометные обстрелы представляют угрозу главным образом солдатам, патрулирующим границу и земледельцам, работающим неподалеку от пограничного забора. Угрожать израильским городским центрам они не в состоянии.

Другой возможной альтернативой продолжения террористической деятельности против еврейского государства является использование беспилотных летающих аппаратов, и ХАМАС прилагает большие усилия к развитию своего потенциала в этой сфере. Ранее ХАМАС намеревался использовать более простые летательные аппараты. Так три года назад, во время операции «Несокрушимая скала» ШАБАК задержал командира боевой группы спецподразделений ХАМАСа, который планировал террористический акт в Израиле с помощью парапланов. Как сообщалось в израильских СМИ, он был направлен ХАМАСом в Малайзию, где прошел соответствующую подготовку. После этого ХАМАС, судя по всему, решил перейти от попыток использования парапланов к работе с беспилотниками. В этой связи уместно упомянуть о том, что в декабре 2016 года в Тунисе был убит выстрелом с короткого расстояния местный инженер Мухаммед аз-Завари, специалист по летательным аппаратам. Как потом выяснилось, он работал в качестве советника ХАМАСа по разработке беспилотников. Арабские СМИ приписали ликвидацию Мухаммеда аз-Завари израильской разведке.

Так или иначе очевидно,  что в израильские силовые ведомства осознают опасность, проистекающую из попыток ХАМАСа повысить своей потенциал в сфере использования против еврейского государства беспилотных летающих аппаратов в качестве альтернативы ракетным обстрелам и тоннелям. Очевидно и то, что вне зависимости о того, какие средства будут применяться ХАМАСом для борьбы с Израилем, на их приобретение, разработку и производство в ущерб интересам гражданского населения будут направляться основные материальные ресурсы сектора Газа.

42.32MB | MySQL:87 | 0,926sec