К итогам Конгресса сирийского национального диалога в Сочи

Спецпредставитель президента России по Сирии Александр Лаврентьев назвал два основных итога конгресса нацдиалога в Сочи, сообщает РИА «Новости». «Запуск политического процесса при помощи наших усилий для того, чтобы помочь ООН и (спецпосланнику генсека) Стаффану де Мистуре найти рациональное зерно, чтобы запустить конституционную реформу. До этого все усилия на этом направлении тщетны. У Стаффана, к сожалению, не получалось. Будем надеяться, что это поможет. Считаем, что это основной итог», — сказал Лаврентьев. Еще один основной итог, по его словам, в том, что различные представители, оппозиция, впервые собрались и смогли нормально поговорить друг с другом. Конституционный совет по Сирии, решение о создании которого было принято на Конгрессе сирийского национального диалога в Сочи, будет включать не более 50 человек. Об этом заявил во вторник журналистам специальный посланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура, которому поручено сформировать комиссию. По словам эмиссара, он намерен провести консультации с широким кругом игроков, включая представителей сирийской оппозиции, которые не приняли участие в форуме в Сочи. Как сообщил де Мистура, по итогам этих дискуссий он подготовит «список из 45-50 членов» будущего конституционного совета. Он уточнил, что намерен объявить об этом в Женеве. Обратим внимание, что из 150 человек, которые были отобраны самими сирийцами на конгрессе, в итоге планируется оставить в три раза меньше. Это логично, поскольку 150 человек будут гораздо дольше все обсуждать и им гораздо сложнее договориться. 50 — это тоже много, но самое главное в данном случае это то, что пока совершенно не определен регламент принятия решений этого будущего конституционного совета. Плюс ко всему, он пока не является органом, который представляет все слои сирийского общества. И достигнуть такой задачи в общем-то невозможно, и само по себе это делает все решения этого совета уязвимыми с точки зрения признания его решений всеми группами сирийском оппозиции.  Совершенно очевидно, что логичнее и реальнее было бы возложить на эту комиссию (или совет) на первом этапе вопросы подготовки процедуры проведения всеобщих выборов и локальных перемирий. И конституционную реформу, как собственно и сам проект будущей конституции, должен разрабатывать новый законодательный орган страны совместно с представителями судебной власти. Только в этом случае такой вариант принятия конституции будет максимально легитимным с точки зрения дальнейших возможных обструкций со стороны непримиримой оппозиции. А таковая будет по определению всегда, вопрос только в ее степени влияния на ситуацию. Она была даже и на самом конгрессе.  Группа предполагаемых участников вооруженной сирийской оппозиции, прилетевшая из Анкары в ночь на вторник, не доехала до форума, поскольку ей не понравилось его оформление, включавшего государственные флаги Сирии. В итоге большинство делегатов из этой группы отказались проходить границу, провели всю ночь в аэропорту, потому что воздушное судно и экипаж не были готовы к обратному рейсу. После консультаций чуть меньше 100 «отказников» погрузились обратно в самолет и улетели в Турцию. Как сообщил источник в турецком МИДе, полномочия этих делегатов были переданы оставшимся в Сочи представителям из Анкары.  Это, кстати, к вопросу степени влияния Анкары на подконтрольные ей формально группировки сирийской оппозиции. Отвечая на вопрос ТАСС, спецпосланник ООН не уточнил, когда именно огласит состав комиссии или когда она начнет работу. Он подчеркнул, что намерен огласить список «как можно скорее», добавив, что в ситуации с Сирией «крайне рискованно» назначать какие-то конкретные сроки. От себя добавим два момента.

  1. С.де Микстура старается сконцентрировать основные этапы работы над конституционной реформой именно в женевском формате, что по факту означает локализацию форума в Сочи как единичного случая. Это расходится с мнением российских представителей и значительной части делегатов о том, что конгресс должен стать постоянной дискуссионной площадкой для обсуждения наиболее острых вопросов сирийского кризиса. Перенос работы конституционного совета в Женеву делает такой вариант априори ничтожным. На нем просто будет фактически нечего обсуждать.
  2. Спецпосланник ООН в общем-то взял на себя функцию отбора членов будущей конституционной комиссии, что создает риски доминирования в конечном счете в ней представителей реально непримиримой оппозиции. Или вернее лиц, которые могут стать объектами манипулирования со стороны сил, которые заинтересованны в блокировании любых российских инициатив по мирному урегулированию в Сирии. Сейчас из 150 делегатов, отобранных на конгрессе, пропорция представителей чисто оппозиционных группировок составляет треть. При этом министр иностранных дел РФ С.Лавров отметил, что Москва ожидает от ООН действий по реализации достигнутых на форуме договоренностей. Он также выразил надежду, что результаты форума будут стимулировать женевский процесс. Насчет стимулирования судить не боремся, но есть закономерный вопрос: в какой степени Москва через своих представителей будет контролировать ход пропорционального формирования конституционного совета? Сохранится ли в конечном этого нынешняя пропорция представительства? И еще один: надо ли расценивать заявление С.Лаврова как то, что Москва перекладывает всю тяжесть дальнейшей работы над будущей политической архитектурой Сирии именно на Женеву? В случае, если этот процесс будут пущен на самотек, в результате Москва может получить такой вариант конституционной реформы, что встанет вопрос не только о будущем президента САР Башара Асада, но и о судьбе военных баз России в Тартусе и Хмеймиме. Причем парировать или оспорить такие решения этого совета Москве будет крайне проблематично, поскольку сейчас российская дипломатия сама дает карт-бланш С.де Мистуре на все дальнейшие действия на этом направлении. И последние по времени заседания в Вене и предшествовавшие им попытки консультаций между представителями сирийского режима и членов «эр-ряидской группы» в общем-то вызывает много вопросов о степени нейтральности С.де Мистуры.

В заключении отметим, на наш взгляд, еще один важный итог прошедшего конгресса. Одним из результатов диалога между сирийцами в Сочи может стать формирование нового объединения оппозиции. О том, что такие обсуждения ведутся, сообщил участник форума, представитель оппозиции Абдулджалиль Абдулсаид. По его словам, может произойти объединение четырех крупных блоков оппозиции, представленных на конгрессе — «астанинской» платформы (лидер — Ранда Кассис), «московской» платформы (Кадри Джамиль), движения «Завтра Сирии» (Ахмед Джарба) и «Национального координационного комитета за демократические перемены» (Хейсам Манаа). Обсуждение представителями оппозиции «новой коалиции» подтвердил и другой источник в оппозиционных кругах. Представитель «Национального координационного комитета за демократические перемены» Хейсам Манаа, отвечая на вопрос, возможно ли такое объединение, указал, что конгресс представляет хороший шанс для создания широкого фронта сирийских политических сил, которым возглавляемое им объединение хотело бы воспользоваться. И это говорит о том, что Москва наконец-то поняла, что бороться за создание «объединенной оппозиции», да и еще под эгидой Эр-Рияда, является делом контрпродуктивным.

62.81MB | MySQL:102 | 0,482sec