О планах развития железнодорожного транспорта в Турции

27 января 2018 г. министр развития Турции Лютфи Эльван во время конференции «Межконтинентальная логистическая база в Турции»  MÜSİAD (Ассоциация независимых промышленников и предпринимателей Турции) рассказал о сфере логистики и транспорта Турции. «Доля логистических затрат в валовом внутреннем продукте Турции составляет 13 процентов. Размер логистической отрасли в Турции оценивается примерно в 300 млрд долларов. Согласно индексу Всемирного банка, опубликованному в 2016 г. Турция в сфере логистики занимает 34-е место из 160 стран. Мы находимся на вершине рейтинга, но этого недостаточно. В 2023 г. (100-летие образования Турецкой Республики –авт.) мы должны занять место среди 15 лучших. Это наша цель. Логистику невозможно отличить от транспорта. Одним из приоритетных направлений в сфере транспорта как можно скорее завершить создание коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад». В этом контексте уже проведена большая работа. Мы завершили строительство Черноморской прибрежной автодороги, и завершаем строительство Средиземноморской прибрежной автодороги. Мы стремимся завершить создание коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад» в течение ближайших нескольких лет. В этом году будут введены в эксплуатацию логистические центры Мерсин-Йенидже, Карс, Конья и Эрзурум, а также начнется строительство логистических центров Эльван, Караман, Сивас и Кайсери. Турция является ключевой частью транзитного коридора «Европа-Азия». Турция находится в точке пересечения, соединяющей Азию с Европой. В этом контексте продолжаются работы по возрождению проекта древнего Шелкового пути. Железные дорога Баку-Тбилиси-Карс и Карс-Стамбул станут важной частью проекта «Один пояс —один путь». Мы завершаем проект в Турции, чтобы было возможно попасть в Европу через железнодорожный тоннель Мармара и мост султана Явуз Селим. Кроме того, высокоскоростной поезд из Мерсина дойдет до Самсуна. У нас есть инвестиционная программа по строительству высокоскоростной железнодорожной линии Аксарай-Улукишла, которая является первым шагом линии, соединяющая средиземноморский порт Мерсин с черноморским портом Самсуном. Наши высокоскоростные поезда будут ходить и по коридору «Север-Юг», и по коридору «Восток-Запад»[i].

Напомним, что это не первый случай, когда в Турции заявляют о необходимости построить высокоскоростную железную дорогу между Мерсином и Самсуном. Еще в октябре 2016 г. генеральный директор Турецких железных дорог (TCDD, Türkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryolları) Иса Апайдын заявил, что Турция планирует построить 13000 км железнодорожной линии до 2023 г. «»В последние годы мы развивали проект «Север-Юг», построили железнодорожные линии Самсун-Чорум, Кырыккале-Кыршехир-Аксарай, Адана-Мерсин. Таким образом, мы подключим друг к другу порты Самсун и Мерсин. С 2003 г. правительство Турции потратило более 50 млрд лир. на железнодорожный сектор, этими средствами были обновлены 11000 км железных дорог. Кроме того, высокоскоростные поезда со скоростью 250 км/час начали курсировать по железной дороге Анкара-Конья и Анкара-Эскишехир-Стамбул. Мы продолжаем работать над другими проектами высокоскоростных поездов. Длина высокоскоростной железной дороги Анкара–Сивас составит около 400 км, она сократит поездку между Анкарой и Сивасом до 2 часов (сейчас поездка занимает почти 12 часов – авт.). Мы также строим высокоскоростную железную дорогу между Анкарой и Измиром (624 км). В то же время мы подключим Бурсу к линии Анкара-Стамбул. Поэтому мы полагаем, что высокоскоростные поезда будут обслуживать более 50% населения страны. Мы продолжаем работать над созданием высокоскоростной железной дороги Конья-Караман, чтобы потом она дошла до городов Адана, Мерсин и Газиантеп. Это станет частью Южного коридора. Мы планируем построить высокоскоростную железнодорожную дорогу до Анталии, благодаря чего скоростные поезда из Стамбула дойдут до Анталии через городов Эскишехир, Афьон и Бурдур. В рамках проекта «Север-Юг» мы уже начали строить высокоскоростные железные дороги Самсун-Чорум, Кырыккале-Кыршехир-Аксарай, Адана-Мерсин. Мы с помощью высокоскоростной железной дороги соединим порты Самсун и Мерсин», — добавил он[ii].

А в феврале 2017 г. Иса Апайдын заявил, что строительствo высокоскоростной железной дороги между Мерсином и Самсуном будет завершено в 2018 г. По его словам, эта железная дорога свяжет Самсун не только с Мерсином, но и с Искендеруном, и в итоге станет важной артерией коридора «Север-Юг»[iii]. По нашему мнению в будущем важной артерией коридора «Север-Юг» в Турции может стать также железная дорога Ван-Трабзон (Черное море). В марте 2017 г. председатель промышленной зоны Вана Шемсеттин Бозгурт заявил о необходимости строительства железной дороги Ван-Трабзон, протяженностью 690 км, подчеркнув также важность строительства скоростной железной дороги от озера Ван к озеру Урмия и от пограничного КПП Гюрбулака в другие районы Турции. Кроме того, в начале сентября 2017 г. министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу заявил, что придается важность строительству железной дороги Эрзинджан–Трабзон. А за месяц до этого о возможности строительства железной дороги Эрзинджан-Трабзон заявил министр транспорта Турции Ахмет Арслан, отметив, что Эрзинджан тем самым станет главным коридором по направлениям «Запад-Восток» (скажем, «Анкара-Карс») и «Север-Юг» («»Трабзон-Муш»).

Все это означает, что в дальнейшем, в случае реализации этих проектов, Турция со своими железными дорогами может претендовать на участие в транспортном коридоре «Персидский залив-Черное море». Турция поставила целью в дальнейшем задействовать скоростные поезда между Эдирне (европейская часть) и Карсом («Восточный экспресс»). Примечательно, что в конце октября 2017 г. первая грузоперевозка (600 тонн пшеницы из Казахстана) по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс (БТК) была осуществлена в средиземноморский порт Мерсин, а не в европейскую часть Турции, оттуда – в ЕС. Отправленный из Баку поезд прибыл в Карс 3 ноября, а расстояние 1258 км из Карса в Мерсин он преодолел за 30 часов, на 10 часов меньше предусмотренного времени. Это означает, что в дальнейшем Китай и страны Центральной Азии будут иметь возможность через Турцию осуществлять грузоперевозки в ближневосточные страны. Это соответствует реализации турецкого проекта «трех морей». В середине февраля 2012 г. министр экономики Зафер Чаглаян на проходящем в Тбилиси бизнес-форуме «Турция-Грузия-Азербайджан» подчеркнул важность осуществления свободной торговли между тремя странами, создания единого экономического пространства для реализации проекта, связывающего таким образом между собой три моря (Каспийское, Черное, Средиземное) [iv].

Таким образом, если будут построены высокоскоростные железные дороги Карс-Эдирне и Самсун-Мерсин, перевозка грузов из Китая и стран Центральной Азии до границ ЕС и в Средиземное море будет осуществляться быстрее. В апреле 2017 г. председатель городского совета Ризе Метин Топчу заявил, что в ближайшее время реализация высокоскоростной железной дороги Самсун-Сарпи (Батуми) – не мечта, добавив, что этот вопрос появится в повестке после строительства высокоскоростной железной дороги Анкара-Самсун. Кстати, уже известен маршрут железной дороги Самсун-Батуми: она будет пролегать по маршруту Орду-Трабзон-Ризе-Гиресун-Гюмушхане-Ардвин (Восточный Черноморской регион). Все это означает, что в будущем резко увеличится роль портов Самсуна и Мерсина.

Напомним, что во время правления партии ПСР (Партия Справедливости и развития) в Турции большое внимание было уделено строительству железных дорог. Это особенно касается создания высокоскоростных железных дорог, потому что в 21-м веке они являются необходимостью и более конкурентоспособны. Еще в 2015 г. местная пресса писала, что Турция планировала модернизировать свою железнодорожную сеть до 2023 г. и для этой цели будет потрачено 23.5 млрд долларов, в основном для строительства 9400 км высокоскоростных железных дорог. Турецкие власти планировали, чтобы высокоскоростные поезда начали ходить между 29 городами, благодаря чему 10% пассажиропотока и 15% грузопотока будут осуществляться по железной дороге (в 1950-х годах эти цифры составили соответственно 40% пассажиропотока и 60% грузопотока). Турецкие СМИ тогда отметили, что TCDD в последние 5 лет потерял 5.6 млрд лир (1.7 млрд долларов), что является рекордным показателем. Причиной таких убытков является сокращение пассажиропотока и грузопотока по железной дороге. Если в 2010 г. турецкие железные дороги перевозили 59 млн пассажиров, в 2014 г. эта цифра снизилась до 29 млн. В то же время грузопоток за 4 года снизился на 86%. Здесь есть два фактора – 1) развитие авиационной отрасли, 2) недостаточное развитие железнодорожной сети[v]. Причем, Турция стала делать акцент на строительство скоростных железнодорожных линий, что в дальнейшем может дать ей большие выгоды. Ныне в Турции длина высокоскоростных железнодорожных линий составляет 1213 км, ими уже пользовались 29 млн человек. В начале 2017 г. турецкая пресса сообщила, что предусмотрено к 2023 г. высокоскоростными железнодорожными линий связать друг с другом 18 провинций страны, довести общую протяженность железных дорог страны до 25000 км, 3500 из которых будут высокоскоростные железные дороги, а 8500 км – скоростные железные дороги[vi].

Отметим, что Турция сейчас завершает строительство автодороги «Средиземное море – Черное море (Османие-Орду)», протяженностью 818 км. Ожидается, что автодорога будет введена в эксплуатацию в 2019 г. Идея автомобильной дороги впервые появилась во времена правления османского султана Абдулазиза, однако была проектирована во времена правления Абдул Гамида Второго – в 1880 г. Хотя автомобильная дорога пролегает только через несколько провинцией (Орду, Сивас, Кайсери, Каграманмараш, Адана и Хатай), она положительно повлияет на жизнь 50 провинций. В частности, Внутренняя Анатолия получит возможность с помощью этой дороги легко экспортировать свою продукцию в страны бассейна Черного и Средиземного морей.[vii].

Примечательно, что в последнее время президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган стал исполнителем мечты османских султанов. В частности, в 2014 г. турецкая пресса писала, что мечта трех османских султанов стала реальностью. Речь шла о проектах канала Стамбула (мечта султана Сулеймана Великолепного), подводного железнодорожного тоннели Мармара (мечта султана Абдулмеджита) и подводного автомобильного тоннеля Еврасия (мечта султана Абдул Гамида Второго)[viii].

Итак, Турция строит высокоскоростную железную дорогу и автодорогу между Черным и Средиземным морями. Эти проекты дадут новое дыхание железнодорожной отрасли Турции, увеличат долю железных дорог на рынке перевозок, увеличат перевозки через внутренние провинции Турции (Внутренняя Анатолия), будут способствовать их устойчивому развитию, увеличат маневренность ВС Турции, увеличат транзитную роль, востребованность Турции. Примечательно, что оба проекта, по сути, смягчат загруженность Черноморских проливов, что снизит потребность строительства Стамбульского канала (хотя вряд ли это остановит Р.Т.Эрдогана).

[i] Akdeniz demiryoluyla Karadeniz’e bağlanıyor, Dünya Bülteni, 27.01.2018

[ii] Tcdd, Samsun-Mersin Limanlarını Hızlı Trenle Birbirine Bağlayacak, Haberler.com, 13.10.2016

[iii] Karadeniz’i Akdeniz’e bağlayan ‘demiryolu’, Hedef Halk, 27.02.2017

[iv] Габриелян Айк, Об открытии железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, Фонд Нораванк, 15.12.2017

[v] TCDD’den 5 yılda rekor zarar: 5,6 milyar TL, Zaman, 06.07.2015

[vi] 18 il yüksek hızlı demiryolu ağıyla birbirine bağlanacak, TRT Haber, 19.01.2017

[vii] Karadeniz— Akdeniz Yolu Projesi çalışmalarında sona gelindi, Sabah, 03.12.2017

[viii] Üç padişahın hayali gerçek oldu, Тürkiye, 30.07.2014

52.28MB | MySQL:103 | 0,640sec