Оценка рисков в сфере продовольственной безопасности Афганистана на среднесрочный период

Обнародованные в начале года в ряде ооновских докладов данные по растущей динамике голодающих в Афганистане за последний год демонстрируют всю серьезность складывающейся там ситуации и о высоких рисках в области продовольственной безопасности в среднесрочной перспективе.

Особую тревогу вызвал подготовленный Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО) и Всемирной продовольственной программой ООН (ВПП) совместный доклад в Совет Безопасности ООН о ситуации с голодом в 16 странах, охваченных вооруженными конфликтами. В этом докладе Афганистан показывает наихудшую динамику в плане прироста количества голодающих – с лета 2016 года их число в стране увеличилось на 76%, и сегодня эта категория представляет 25% всего населения Афганистана (7.6 млн человек).

Складывающаяся тенденция создает высокие риски для национальной продовольственной безопасности в ближайшие месяцы и диктует необходимость принятия срочных превентивных мер на национальном уровне в целях нормализации ситуации.

Разумеется, как и в других кризисных странах, упомянутых в докладе, главным драйвером гуманитарного кризиса и роста голода в Афганистане стали политическая дестабилизация и эскалация конфликта и военного насилия. К сожалению, в отношении этого фактора стратегия превентивных мер не работает, поэтому анализировать и рекомендовать набор неких решений для минимизации последствий военного конфликта не представляется возможным. Только за последние два месяца 2017 года число внутренне перемещенных в результате резкой эскалации конфликта лиц выросло дополнительно на 75 тысяч человек, по сути лишенных регулярного источника дохода, что в итоге увеличило гуманитарные потребности, в том числе в плане продовольственного обеспечения. Кроме того, конфликт оказывает прямое воздействие на подрыв торговли и нарушение торговых связей и обменов между различными провинциями страны. Но это далеко не единственный, хотя и определяющий фактор в Афганистане. Рассмотрим остальные через призму вероятных шагов по минимизации их рисков.

Вторым по значимости фактором воздействия на продовольственную безопасность Афганистана является потенциал аграрного сектора с учетом его по-прежнему значительной роли и вклада в ВВП страны, в том числе в контексте обеспечения занятости населения и устойчивого дохода. Доля аграрного сектора в ВВП Афганистана за последние десятилетия неуклонно сокращалась и составляет сегодня, по данным Всемирного банка, 20-21% (по сравнению с 38% в 2000-х гг.), что позиционирует эту страну на 31-м месте в мире по доле аграрного сектора в ВВП. Конечно, это не идет в сравнение с большинством африканских стран, в которых эта доля варьируется между 30 и 60%, но по-прежнему является очень важным гарантом продовольственной обеспеченности. К сожалению, ситуация в аграрном секторе в последнее время развивается не так благоприятно, как ожидалось, что создает повышенные риски падения производства в среднесрочном периоде. В частности, затяжные засухи на протяжении 2017 года оказали весьма негативное воздействие на производство зерновых и состояние пастбищ. В итоге снижения производства резервы пшеницы и кормовых культур для животноводства в хранилищах были задействованы по максимуму и достигли критически низкого уровня. Такие меры позволили предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации в области продовольственной обеспеченности, но создали угрозу высоких рисков на 2018 год. В частности, производство пшеницы в прошлом году было на 16% ниже среднего пятилетнего уровня. Эта тенденция грозит повториться и в нынешнем году, что окажет весьма негативное влияние на рынок труда и уровень доходов фермерских хозяйств и одновременно может серьезно ограничить доступ уязвимых категорий населения к продовольствию. Наиболее высокая степень риска наступает сейчас, в так называемый «скудный сезон» (lean season), длящийся в Афганистане с января по апрель, фактически до момента сбора первого урожая. По данным ФАО, с учетом климатических катаклизм и действий эффекта феномена La Niña, вероятность обильных дождей в марте-апреле 2018 года низка, и их дефицит приведет к срыву запланированных уровней производства пшеницы и других культур. Этот негативный эффект будет особенно ощутим в центральных регионах Афганистана, страдающих от засухи уже третий год подряд. Таким образом, как ожидается, число голодающих в Афганистане в первом полугодии 2018 года может еще более возрасти.

Удастся ли повернуть эту тенденцию обратно – пока большой вопрос. Многое будет зависеть от благосклонности климатического фактора (обильные дожди), а также от эффективности мер раннего реагирования, которые Кабул мог бы предпринять. В частности, как представляется, афганскому правительству следовало бы сфокусировать усилия на двух направлениях. Во-первых, придать долгосрочный, стратегический характер мерам по поддержке малых фермерских хозяйств и сельских общин с тем, чтобы придать устойчивое развитие их потенциалу и обеспечить фермерам занятость и рабочие места. Одновременно, необходимо мобилизовать донорскую поддержку и помощь международных гуманитарных организаций в обеспечении срочных нужд внутренне перемещенных лиц и репатриантов, имея наготове перспективные планы гуманитарного реагирования в случае неконтролируемого роста потоков мигрантов и внутренних переселенцев. Думается, успешное решение задачи будет гарантировано только в случае продвижения по первому вектору, гарантирующему устойчивое и долгосрочное развитие аграрного сектора, что поможет свести к минимуму целый ряд рисков в среднесрочной перспективе. Здесь важен комплексный подход по решению нескольких взаимосвязанных задач. Первое – с начала текущего года предоставить наиболее уязвимым и нуждающимся фермерским хозяйствам необходимую поддержку в виде устойчивых к засухе семян зерновых и бобовых, удобрений, техники и инвентаря, а также технической поддержки. Второе – поддержка животноводства за счет восстановления пастбищ, пострадавших от засухи, а также предоставления пострадавшим кочевым хозяйствам кормов, проведения вакцинации и медицинского лечения животных. Третье – поощрение и инвестирование в развитие производства домашней птицы на более низких высотах, где возможно, особенно в городских мегаполисах, в целях увеличение производства куриного мяса и яиц. Последнее, в частности, позволит создать новые источники дохода на базе развития эффективного местного производства, особенно для женщин и малых фермерских хозяйств, а заодно станет важным вкладом в обеспечение национальной продовольственной безопасности на базе местного производства. Одновременно с наращиванием производственных мощностей и сопровождением технического содействия и международной экспертизы для достижения этой задачи, афганскому правительству следует решать задачу налаживания эффективных продовольственных цепочек. Это поможет производителям и фермерам выходить со своей продукцией на местные, региональные и международные рынки. Эффект отдачи будет неимоверно высок: как показывает международный опыт, продовольственные цепочки способны генерировать инклюзивный экономический рост и новые рабочие места. Такая работа в Афганистане уже началась: запущенный недавно новый проект по линии ФАО на 2018-2021 гг. ориентирован на поддержку агробизнеса и развитие животноводства, а также повышение рентабельности ценных зерновых культур и внедрение новых технологий по повышению производительности.

62.83MB | MySQL:102 | 0,590sec