Коммерциализация внешней политики США на примере аравийских монархий

Представители США и Катара достигли в Вашингтоне договоренностей, призванных повысить прозрачность работы своих авиаперевозчиков. Об этом во вторник сообщила пресс-служба американского Госдепартамента. Там уточнили, что делегации двух стран обсудили проблему господдержки катарскими властями главной авиакомпании страны Qatar Airways («Катар эйруэйз»). В результате были достигнуты договоренности, согласно которым в рамках двустороннего соглашения от 2001 года перевозчики обеих стран «в предстоящем году должны опубликовать доклады с финансовыми отчетами, составленные сторонними аудиторами». Также на протяжении двух лет компании должны сообщать о своих сделках госструктурам, подтверждая, что они осуществлялись на коммерческих условиях. В данном конкретном случае мы видим прекрасный образец исповедуемой сейчас американцами «коммерциализации внешней политики». То есть в основу угла ставится лишь вопрос получение конкретной финансовой выгоды конкретными американскими корпорациями без всяких скидок на принципиальные интересы или иные соображения, которые присущи дипломатии. Есть конкретный сиюминутный интерес сделать хорошо конкретной американской корпорации или группе корпорации, все остальное не имеет никакого значения. И этот крайне циничный момент никоим образом даже не маскируется и не облегчается в форму каких-либо округлых дипломатических деклараций. В конкретном случае с Катаром госсекретарь Р.Тиллерсон прилетел в Доху совершенно не для того, чтобы вести «пустые» разговоры о необходимости восстановления единства в рамках ССАПГЗ или каким-то образом нивелировать последствия кризиса между «арабской четверкой» и Катаром. Он приехал спекулировать этим кризисом с целью выполнения заказа от крупнейших американских авиакомпаний, которые озаботились проблемами «недобросовестной конкуренции» со стороны авиакомпаний стран Персидского залива, и катарской в частности. Главный итог визита госсекретаря США в Доху — это победа для авиационного сектора США, который требовал от Вашингтона расследования правительственных субсидий, которые якобы получают ближневосточные конкуренты, что делает их более конкурентноспособными с точки зрения охвата международных линий. Имеются прежде всего рейсы на Ближний Восток из США и наоборот. Если вспомнить недавние шаги Вашингтона, то отказ принимать самолеты из ряда ближневосточных стран, было как раз неудачной попыткой такой недобросовестной конкуренции (из этих стран в основном летают самолеты авиакомпаний аравийских монархий) под эгидой «борьбы с терроризмом». Таким образом, Доха сознательно пошла на пересмотр соглашений с США в силу заинтересованности получения большей степени лояльности от Вашингтона в рамках своего нынешнего противостояния с «арабской четверкой». Она просто стремится заручиться большей поддержкой Белого дома, или, если грубее, купить такую лояльность путем уступок для американских аудиторов и авиационных компаний. В начале своего кризиса с «арабской четверкой», такой взяткой Вашингтону было заключение многомиллиардных оружейных контрактов, что сразу же минимизировало степень давления Вашингтона на Доху и самым сильным образом разочаровало членов «арабской четверки». И это у Катара пока получилось. 29 января Вашингтон и Доха официально начали стратегический диалог, всего через день после того, как госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил, что «Катар может рассчитывать на США». За этим высказыванием следует понимать тот факт, что во время встречи госсекретаря с катарским руководством в обмен на пересмотр соглашений об отчетности своей авиакомпании катарцы выбили от американца заверение о том, что Вашингтон безусловно поддержат Доху в случае усиления давления со стороны ОАЭ и КСА. После этого эксперты ожидают ровно таких же симметричных и быстрых уступок со стороны Эр-Рияд и Абу-Даби, опять же по линии большей «прозрачности» отчетности их авиакомпаний. И в рамках своего визита в США в середине февраля наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман с большей долей вероятности такое же соглашение подпишет. Таким образом, Вашингтон продолжает лавировать в рамках кризиса в ССАПГЗ между двумя сторонами конфликта, просто торгуя своей «нейтральностью» и «равноудаленностью». Рискнем предположить, что катарцы рано радуются: американцы почувствовали вкус и будут рэкетировать своих арабских партнеров по нарастающей. И грош цена всем их «обязательствам». И это справедливо и по отношению к ОАЭ и КСА. При этом отметим, что на фоне полученных уступок от Дохи госсекретарь США «просто забыл» о нынешних хороших и ровных отношениях Катара с Ираном, с влиянием которого в регионе американцы призывают всех бороться.
В этой связи требования по пересмотру сделки по ИЯП надо трактовать именно в контексте этой коммерциализации внешней политики. А если грубее — вытеснения европейских конкурентов с перспективного иранского рынка. Только вот ЕС — это не аравийские монархии, и они уже показывают зубы. Причем даже традиционный «подпевала» Вашингтона в лице Лондона. Другими словами, есть все основания полагать, что выделенные Трапом «120 дней» своему госсекретарю для склонения европейцев к американским требованиям по ревизии ядерной сделки кончатся ничем для Вашингтона. Дело в том, что циничное смешивание принципов внешней политики с бизнесом имеет помимо получения дивидендов внутри США явные минусы в плане сохранения «атлантической солидарности». Она подразумевает разделение экономических издержек от политики такой «солидарности» поровну, а также жертвование чем-то ради общего принципа солидарной политики по тому или иному аспекту внешней стратегии. И Брюссель не готов в принципе от отказа от такой практики в угоду чисто внутренним интересам США и переводу своих отношений с Вашингтоном на рельсы циничного «удавливания» своих европейских конкурентов. И последнее по времени решение Берлина по вопросу разрешения строительства газопровода «Северный поток-2» в своих территориальных водах лишнее тому подтверждение.

52.3MB | MySQL:103 | 0,461sec