Оценки китайских специалистов возможностей системы ПРО THAAD и ЗРС С-400 применительно к нуждам обороны Королевства Саудовская Аравия

С момента операции ВС США «Буря в пустыне» прошло уже 27 лет, а напряженность в регионе Персидского залива остается на прежнем уровне по причине продолжающихся межконфессиональных конфликтов, в которые втянуты такие государства региона как Королевство Саудовская Аравия и Исламская Республика Иран. Китайские специалисты  указывают, что официальный Тегеран внимательно проанализировал опыт применения оперативно-тактических ракет серии «Скад» ВС Ирака. Так, иранские военные смогли установить, что для борьбы с иракскими ракетами американские военные задействовали примерно 11% истребительной авиации при этом такое же количество боевых самолетов было выделено для подавлении всей системы ПВО Ирака в ходе «Бури в пустыне».

После анализа технических возможностей систем ПВО государств Аравийского полуострова иранские военные пришли к выводу, что при отсутствии эффективной системы противоракетной обороны (СПРО) для поражения объектов военной и гражданской инфраструктуры будет вполне достаточно жидкотопливных баллистических ракет малой и средней дальности мобильного/шахтного базирования.

По данным китайских источников, иранские военные при расчете эффективности своего ракетного вооружения принимают за эталон тактико-технические характеристики СПРО «Стрела» («Хец»), принятых на вооружение Армии обороны Израиля. Зенитные ракеты данной системы способны успешно перехватывать БРСД «Метеор 1,2,3», «Имад»  и ОТР «Скад».

Примечательно, что кроме Ирана ракетную угрозу для КСА представляют формирования йеменских хоуситов, которые периодически осуществляют пуски ракет «Вулкан-2Н» – баллистическая ракета, созданная на базе ОТР «Скад». Арабские военные тщательно собирают все сохранившиеся части этих ракет, что позволяет американским специалистам составить общее представление о данном боеприпасе.

СПРО «THAAD» как дополнение ЗРС РАС-3

В настоящее время, для перехвата ракет «Вулкан-2Н» и других баллистических целей подразделения ПВО КСА применяют зенитно-ракетные комплексы РАС-3, для которых еще в 2015 г. у корпорации «Локхид-Мартин» было приобретено 600 дополнительных зенитных управляемых ракет. Общая стоимость контракта составила 5,4 млрд долл. США.

Как указывают китайские специалисты ЗУР комплексов РАС-3 или РАС-3SME позволяют перехватывать одиночную баллистическую цель на высоте 20 и 35 км соответственно, однако для этого необходимо применять, как минимум, две ракеты. Согласно информации китайского специализированного военно-технического издания «Вооружение» (официальный печатный орган «Китайской оружейной промышленной корпорации») в ноябре 2017 г. специалисты корпорации «Локхид-Мартин» провели контрольные стрельбы новой модификации ЗУР РАС-3 SME CRI, которая  позволяет поражать оперативно-тактические и крылатые ракеты из расчета одна цель – одна зенитная ракета. Кроме расширенных возможностей, основным плюсом новой ракеты является сниженная стоимость, что должно привлечь больше покупателей как из числа стран-членов НАТО, так и среди государств Ближнего Востока

По данным китайских СМИ, в настоящее время арабские военные используют для перехвата одного «Вулкана-2Н» не менее четырех ракет американского производства.

Для блокирования перспективной ракетной угрозы со стороны ИРИ и йеменских хоуситов официальный Эр-Рияд приобрел за 15 млрд долл. США семь батареи СПРО THAAD. Достоверно известно,  что в комплект поставки входят:

– семь радиолокационных станций управления огнем AN/TPY-2 (Х-диапазон);

– 44 пусковые установки ракет-перехватчиков;

– 360 запасных ракет;

– сменно-запасные части из расчета ремонта/обслуживания 16 пусковых установок.

Очевидно, что такого количества батарей СПРО должно хватить для того, чтобы сформировать сплошной рубеж обороны на восточной и южной границах королевства. По данным китайских источников, ракета-перехватчик системы THAAD способна уничтожить баллистическую цель – головную часть (ГЧ) на дальности до 200 км и на высоте не более 150 км, при условии, что сама ГЧ будет обладать скоростью не более 2,8 МАХа.

Следует отметить, что до момента заключения контракта между США и КСА на поставку СПРО THAAD, данный комплекс в разной комплектации уже был поставлен в следующие страны Персидского залива. Так, в 2012 г. ОАЭ приобрели  усиленную батарею СПРО THAAD в составе 9 пусковых установок и 48 дополнительных ракет к ним. Также было передано все необходимое оборудование для обучения военнослужащих, сменно-запасные части и прочее. Общая сумма контракта составила 1,135 млрд.долл.США.

В том же году Катар приобрел для своих нужд 2 батареи ПРО THAAD стандартного формата, т.е. две радиолокационные станции управления огнем AN/TPY-2, 12 пусковых установок и боекомплект в 150 ракет-перехватчиков, а также РЛС системы раннего предупреждения о ракетном нападении AN/FPS-132 Block 5. Вполне естественно, что катарские военные также получили полный комплект сопутствующего оборудования и сменно-запасных частей. Суммарная стоимость контракта составила 6,5 млрд долл. США из которых 1,1 млрд долл. пришлись именно на РЛС AN/FPS-132.

По данным китайских источников, представители ОПК США неоднократно предпринимали попытки продать официальному Эр-Рияду партию из четырех многофукциональных кораблей (на базе корветов проекта «Фридом»), которые могут быть оборудованы РЛС ПРО AN/SPY-1F и четырьмя пакетами универсальных ПУ Мк.41, которые позволяют применять ракеты-перехватчики типа «Стандарт». По информации китайских специализированных военно-политических изданий, до сих эта корабельная система  ПРО не доказала своей надежности даже на испытания (всего 50% успешных перехватов).

ЗРС С-400. Политический выбор

Обозреватели китайского издания «Вооружение» отмечают, что ЗРС С-400 представляет собой самую мощную систему ПВО большой дальности, которая когда-либо стояла на вооружении ВС РФ и поэтому интерес арабских военных к ней вполне обоснован. По данным китайских специалистов, первые испытания С-400 прошли еще 12 февраля 1992 г. на полигоне Капустин Яр и по расчетам российских военных данная система должна была поступить на вооружение еще  в 2001 г.

Однако в процессе доводки системы до требований технического задания российские специалисты столкнулись с множеством инженерных проблем, которые были решены только к февралю 2004 г. о чем свидетельствовал успешный перехват ракетой 48Н6ДМ цели, имитировавшей баллистическую ракету. Первые подразделения ВВС РФ получили ЗРС С-400 только в 2007 г.

В целом, китайские специалисты считают, что ЗРС С-400 является модернизированной версией С-300 и им даже известно, что первоначально новая российская система должна была получить обозначением С-300ПМУ3, поскольку в качестве средств перехвата были применены проверенные временем зенитные управляемые ракеты 48Н6 и 48Н6Д с дальностью пуска 150 и 200 км соответственно. Единственной новинкой системы на момент принятия С-400 на вооружение была ракета 48Н6ДМ, которая обладала дальностью пуска 250 км, что конечно не позволяло полностью реализовать возможности радиолокационных станций.

По данным китайских источников, официальный Эр-Рияд еще в 2009 г. вышел на Москву с предложением приобрести партию – 4 дивизиона ЗРС С-400 за 2 млрд долл. США, однако на тот момент военно-политическое руководство РФ не было готово к передаче техники, которая находилась в стадии развития.  Известно, что специалистам концерна ПВО «Алмаз-Антей» только к апрелю 2015 г. удалось «довести до ума» ЗУР 40Н6 (с максимальной дальностью пуска 400 км), которая по внешнему виду практически не отличается от ракет серии 48Н6 и имеет массу 1893 кг, что на 58 кг. тяжелее чем 48Н6ДМ.

Как указывают китайские специалисты, на новейшей ЗУР российского производства установлена головная часть с активным радиолокационным наведением,  а также модуль, который принимает данные наведения от других источников. Кроме одной новой ракеты С-400 имеет еще одно отличие – РЛС управления огнем 92Н6, которая обладает большей мощностью, чем предыдущая версия и при этом в состав комплекса входят известные ранее РЛС поиска целей 96Л6, а применение ракет обеспечивает ПУ 5П85ТЕ2.

Необходимо отметить, что некоторые китайские специалисты не наблюдают серьезной разницы в возможностях ЗРС С-300 и американской PAC-3 SME в вопросах перехвата баллистических целей, тогда как постановка на боевое дежурство С-400 в подразделениях ПВО КСА позволит арабским военным создать второй эшелон противоздушной обороны королевства. Успешная реализация контракта по С-400 позволит официальному Эр-Рияду установить более тесные и доверительные военно-технические контакты с официальной Москвой.

По оценкам китайских политологов, для Эр-Рияда больше важен именно второй аспект, поскольку факт поставок российских ЗРС позволит подразнить самолюбие американских производителей систем ПВО и надавить на них с целью снижения стоимости или модернизации наличных у КСА систем, которые пока не гарантируют полной безопасности королевства. Кроме того, с учетом стоимости реальных контрактов на поставку вооружений и военной техники между Эр-Риядом и Вашингтоном упомянутые выше 2 млрд долл. США не представляют особой сложности для оборонного бюджета КСА.

52.2MB | MySQL:103 | 0,470sec