Обзор альманаха «Турция в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 6

Продолжаем разбор упомянутого в заголовке Альманаха и, прежде всего, напомним, что в предыдущей части материала мы приступили к рассмотрению основных пунктов прошлогодней повестки Партии националистического движения (ПНД) под руководством Девлета Бахчели. Вряд ли отечественных читателей заинтересуют внутрипартийные «разборки», в ходе которых оппозиция пыталась «перехватить» ПНД и сместить её лидера. Массированную поддержку тогда ПНД оказала правящая Партия справедливости и развития (ПСР), чиня многочисленные препятствия к проведению съездов «раскольников», с использованием судебных и правоохранительных органов.

Ситуацию, по большому счёту, это не спасло – от партии откололась большая часть её членов, под руководством Мерал Акшенер создавших Хорошую партию (ХП). В итоге, картина выглядит следующим образом: шансы у ПНД пройти 10%-й избирательный барьер – не слишком велики. Законодательно снизить избирательный барьер до уровня притязаний ПНД ПСР пока не горит желанием. В настоящее время обсуждается невиданная доселе (в Турции, во всяком случае – В.К.) модель – формирования до выборов (!) межпартийной коалиции ПСР-ПНД и прохождения такими вот «сиамскими близнецами» в Меджлис. На двоих-то всяко побольше 10% получится. Разумеется, Альманах об этом прямо не пишет, ставя во главу угла подробности внутрипартийной драки, которая привела к тому, что ПНД скукоживается на глазах и будет ли её голос слышен в Меджлисе следующего созыва – большой вопрос.

Тем не менее, стоит коснуться позиции ПНД по внешнеполитическим вопросам, которую подробно объясняет Альманах. Резюмировать можно кратко. ПНД стала «рыбой-прилипалой» при ПСР, поддержав её по всем пунктам внешнеполитической повестки: в ходе кризиса с Германией и Голландией (не допустивших на своей территории предвыборную агитацию – В.К.), визового кризиса с США, а также референдума о независимости Иракского Курдистана. Девлет Бахчели свой «номер» отрабатывал честно, обрушиваясь с жесткой критикой на внешних врагов и недоброжелателей Турецкой Республики. От прямого цитирования воздерживаемся, с целью экономии места.

Следующей партией, внимание которой уделяет Альманах, является Партия демократии народов (ПДН). Как указывается, в 2017 году партия оставалась обезглавленной, поскольку её сопредседатели – Селахаттин Демирташ и Фиген Юксекдаг – продолжили своё тюремное заключение по обвинению в участии в деятельности террористической организации (Рабочей партии Курдистана – В.К.). Удельный вес партии в Меджлисе менялся по мере лишения ряда депутатов ПДН неприкосновенности и их задержаний.

Как пишет Альманах, после сворачивания мирного процесса с курдами ПДН растеряла значительную долю своего влияния и не смогла выступить эффективным участником референдума по конституционным поправкам (понятно, что в качестве оппозиции – В.К.). Соответственно, существует серьезная угроза того, что к 2019 году ПДН окончательно станет пассивна на внутриполитической арене, а посему она рассматривает сценарии альянса с различными оппозиционными движениями, в частности, с НРП (на самом деле, Альманах здесь несколько лукавит, поскольку ПДН стала окончательно нерукопожатной в Турции, и даже само упоминание рядом с ними кемалистов в этом документе способно вызвать у рядового турецкого читателя стойкую «аллергическую реакцию», что, не исключено, и являлось целью авторов — В.К.).

Как пишет Альманах, переломной психологической точкой для ПДН стали результаты референдума по конституционным поправкам в апреле 2017 года в восточных и юго-восточных провинциях страны. Большинство из которых, как пишется, сказали «да» в ходе того голосования (правда, на предмет этих результатов у оппозиции в целом и у ПДН, в частности, бытует стойкая убежденность в подтасовках правящей партии, организация которых существенно облегчена режимом чрезвычайного положения, который как раз в тех краях наиболее остро ощущается – В.К.). Как пишет Альманах, большинство курдов региона в референдуме увидело для возможность для Турции «с точки зрения её будущего» (опять же, сложно понять логику Альманаха, делающего за курдов подобное смелое утвеждение; конституционные поправки лишь укрепляют вертикаль власти в стране и отдаляют любые и малейшие курдские надежды на дополнительные права и свободы, не говоря про совсем уже мифический федерализм – В.К.).

Отдельный подраздел Альманах посвящает поискам со стороны ПДН партнёра на внутриполитической арене в преддверии выборного 2019-го года. Как уже было сказано выше, единственным из потенциальных кандидатов на эту незавидную роль, по словам авторов, является Народно-республиканская партия, чьи инициативы, включая пешеходный тур Кемаля Кылычдароглу из Анкары в Стамбул, прокурдское движение неизменно поддерживает. Заметим от себя, что вряд ли такой порыв с «пониманием» воспринимается НРП. Поскольку даже просто упоминание рядом в ПДН работает в глазах большинства турецких избирателей против любого движения. Включая НРП, которые оказались не в состоянии выйти из фарватера, задаваемого ПСР, и, в результате, взяли на вооружение националистическую риторику в отношении курдской проблемы страны. Ну, а перспективы ПДН в 2019 году – весьма призрачны. Не похоже, чтобы у обезглавленной и лишенной ряда своих заметных депутатов партии были бы перспективы к преодолению 10%-го избирательного барьера. Таким образом, можно говорить о предстоящем, весьма вероятном конце многообещающего когда-то политического движения.

52.26MB | MySQL:103 | 0,505sec