О военной ситуации в Сирии (27 января – 3 февраля 2018 г.)

По данным российской и турецкой частей представительства совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 88 нарушений режима прекращения огня. Это примерно в два раза выше показателя предыдущей недели (46). Таким образом, после трех недель подряд последовательного снижения числа обстрелов на минувшей неделе зафиксирован их резкий всплеск. Как и раньше, российская часть фиксировала нарушения главным образом в провинциях Алеппо и Латакия, турецкая – в провинции Дамаск.

В течение недели самолеты ВКС России наносили удары по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-Нусра»/ «Джебхат Фатх аш-Шам»/«Тахрир аш-Шам» (обе запрещены в РФ) в провинциях Идлиб и Хама.

В частности, 28 января в результате авиаудара по позициям группировки «Тахрир аш-Шам» в районе деревни Тавиль аш-Шейх (провинция Идлиб) уничтожены несколько видных полевых командиров группировки.

3 февраля Минобороны сообщило, что при облете зоны деэскалации  «Идлиб» был сбит российский штурмовик Су-25. Летчик успел доложить о катапультировании над районом, находящимся под контролем группировки «Тахрир аш-Шам». В бою с террористами он погиб. По данным независимых источников, пилот был взят в плен и позднее убит.

По предварительной информации, самолет был сбит из ПЗРК. До этого инцидента официально сообщалось, что ВКС России потеряли в небе над Сирией 4 самолета и 5 вертолетов.

Немедленно по району, над которым был сбит российский самолет, был нанесен «групповой удар высокоточным оружием». В результате поражения целей группировки «Тахрир аш-Шам» погибли свыше 30 боевиков. Под «высокоточным оружием» в данном случае могли подразумеваться крылатые ракеты «Калибр», береговой противокорабельный ракетный комплекс «Бастион» и оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) «Искандер-М».

В составе Постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море в настоящее время имеются фрегат и две подводные лодки — носители крылатых ракет «Калибр». Комплекс «Бастион» уже демонстрировал в Сирии возможность поражения наземных целей. Недавно было заявлено об использовании в САР и ОТРК «Искандер-М».

Инцидент над зоной деэскалации «Идлиб», контроль за прекращением огня в которой формально осуществляют турецкие военные, в очередной раз продемонстрировал ненадежность турецкого «партнера».

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов в провинциях Хама, Дамаск, Хомс.

В течение недели продолжались активные боевые действия против джихадистов в ряде провинций страны.

На северо-востоке провинции Хама 30 января сирийские войска выбили боевиков ИГ из города Абу Харик.

Там же 1 февраля в боях с формированиями группировки ИГ правительственные силы установили контроль над деревнями Джоб Разек и Абиян.

В течение недели развивалась турецкая операция «Оливковая ветвь» против курдского кантона Африн на севере провинции Алеппо, начатая 20 января.

28 января протурецким формированиям удалось установить контроль над господствующей высотой Барсая, что к северо-востоку от Африна. Для этого им понадобилось 9 дней. Высота доминирует над районом сирийского г.Азаз и турецкого Килис. Занятие высоты стало самым заметным успехом на тот момент турецких военных в ходе операции «Оливковая ветвь». К тому времени, по официальным турецким данным, погибли 7 турецких солдат. Согласно независимым источникам, потери протурецких формирований составили 69 человек убитыми, курды потеряли 66 человек.

29 января турецкие войска и протурецкие формирования после установления контроля над господствующей высотой Барсая взяли деревню Кастал Джанду.

30 января пошел 10-й день  турецкой операции «Оливковая ветвь» против курдского кантона Африн на севере провинции Алеппо. Он ознаменовался усилением авиаударов, которые совершали самолеты ВВС Турции, и интенсивными боями на земле.

30 января Генштаб турецкой армии сообщил, что в ходе операции убиты 650 курдских бойцов. В тот же день турецким военным удалось овладеть высотой 915.

31 января протурецкие формирования овладели деревнями Сати Юшакин, Аль-Халиль и Аль-Хана.

В тот же день Минобороны Турции признало потерю в Африне около 30 турецких солдат. По всей видимости, в это число вошли 16 солдат, попавших в плен, о чем сообщалось ранее. По данным турецких военных, потери курдских бойцов к 1 февраля достигли 790 человек убитыми.

3 февраля турецкий Генштаб увеличил число погибших курдских бойцов в ходе операции «Оливковая ветвь» в курдском кантоне Африн до 900 человек. Одновременно была признана гибель только за субботу 7 турецких солдат.

2 февраля после упорных боев турецкие войска и протурецкие формирования захватили важный в тактическом отношении город Болбол на севере кантона, а также деревни Заара, Али Кар и Ильхам Басит.

На западе провинции боевики группировки «Тахрир аш-Шам» 29 января выбили отряды группировки «Товар аш-Шам» (аффилирована с «Нуреддин аз-Зинки» с позиций в районе населенного пункта Аль-Мохандесин.

На юге провинции 31 января в боях с формированиями группировки «Тахрир аш-Шам» правительственные силы овладели деревнями Аль-Малахама и Атшана — восточная.

Там же к 3 февраля сирийские войска выбили боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» из нескольких деревень и с ряда господствующих высот.

В провинции Дамаск в Восточной Гуте 29 января формирования группировок «Тахрир аш-Шам», «Ахрар аш-Шам» и «Файлак ар-Рахман»» атаковали позиции правительственных сил в районе Харасты. Эта атака была отбита с большими для боевиков потерями.

31 января террористы в нарушение соглашения о прекращении огня подвергли минометному огню из Восточной Гуты аэродром сирийской столицы сразу после того, как там приземлился самолет, доставивший на родину сирийских участников межсирийских переговоров в Сочи.

В течение недели в целом продолжало развиваться наступление правительственных сил на юго-востоке провинции Идлиб, начавшееся 25 декабря.

29 – 30 января сирийские войска вели бои против формирований группировки «Тахрир аш-Шам» за город Абу Духур. 29 января им удалось установить контроль над высотами Аль-Азу. 30 января освобождены деревни Джафр и Аль-Хафия.

31 января были освобождены 7 деревень к  западу от ранее освобожденной авиабазы «Абу Духур».

3 февраля сирийские войска установили контроль над деревнями Таль Алуш и Зийяра Самаан.

На севере провинции Хомс 2 февраля отражена массированная атака боевиков ИГ на позиции правительственных сил у деревни Акраб близ г.Аль-Хула.

На юге провинции Дейр Эз-Зор 28 января отражена атака боевиков ИГ на позиции правительственных сил у деревни Аль-Джала, что между городами Аль-Майадин и Бу-Кемаль.

На севере провинции Дераа в районе города Анхаль 31 января вспыхнули бои между двумя группировками, аффилированными со Свободной сирийской армией (ССА). Речь идет о группировках «Аль-Валия Моджахеди Хуран» и «Бригаде Ахфад Омар».

На западе провинции ряд повстанческих группировок 2 февраля начал наступление на позиции боевиков ИГ в районе Хавз аль-Ярмук.

В целом, обращает на себя внимание то обстоятельство, что российская сторона неделя за неделей фиксирует многочисленные нарушения режима прекращения огня в провинции Латакия, где правительственным войскам противостоит только одна сила – боевики из протурецких формирований. Это подтверждает вывод, сделанный выше по итогам инцидента над Идлибом.

52.18MB | MySQL:103 | 0,563sec