Алжир ожидает прихода американских инвесторов

«Флагман энергетической отрасли США компания ExxonMobil хочет закрепиться в Алжире» — так доложил нынешний глава государственной алжирской компании Sonatrach Абдельмумен Ульд Каддур о результатах своего трехдневного визита в американский Хьюстон, состоявшегося 31 января – 2 февраля текущего года.

Там он участвовал во втором алжиро-американском энергетическом форуме и провел серию переговоров относительно получения от Вашингтона инвестиций для развития нефтегазовой отрасли АНДР.

По их итогам он доложил президенту Абдельазизу Бутефлике о том, что первая в мире нефтяная компания ExxonMobil планирует закрепиться в Алжире и развивать проекты совместно с Sonatrach, не сообщив, впрочем, детали относительно подобных намерений, указав лишь, что США «крайне заинтересованы» в инвестициях в Алжир и что следующую встречу по этой теме стороны проведут в конце марта.

Кроме того, он охарактеризовал проведенные им многочисленные встречи с руководством других нефтяных американских компаний, включая Anadarko, как «позитивные».

Он напомнил, что эта группа Anadarko, (по словам Ульд Каддура – это крупнейший производитель нефти в Алжире среди партнеров Sonatrach) присутствует в АНДР уже несколько лет, и что ее лидеры на переговорах «выразили надежду на увеличение своих инвестиций в АНДР».

По его словам, «эти инвестиционные намерения отмечают повышенный интерес к горнодобывающей отрасли Алжира, страдавшей в последние годы от недостатка привлекательности, что на практике ясно выразилось в скудных результатах тендеров по разведке и добыче нефти, начиная с 2008 года».

Он указал, что отсутствие привлекательности и сокращения инвестиций американских энергетических компаний в Алжире объясняется двумя основными факторами, а именно: падением мировых цен на энергоресурсы, заставившим нефтяные компании массово сокращать свои расходы на инвестиции, особенно на разведку, и Алжир, как и другие нефтедобывающие страны, не избежал воздействия этой тенденции, и, во-вторых, наличием действующего «малопривлекательного закона о нефти».

Таким образом, нынешний глава Sonatrach недвусмысленно намекнул своему руководству, что для того, чтобы американский интерес к алжирской энергоотрасли приобрел реальные формы, необходима модернизация законодательства страны в пользу отмены явно устаревших правил для зарубежных инвесторов.

Среди них – «закон 51/49», согласно которому иностранные инвесторы могут работать в Алжире лишь совместно с местными государственными компаниями и не могут иметь в таких проектах более 49 процентов акций.

Также руководство американских энергогигантов настаивает на предварительной отмене действующих ограничений на возможность свободного вывода из страны заработанных средств (это требование касается и возможности самостоятельно реализовывать добытое сырье), а также указывает на необходимость для алжирских властей исключить «двойное толкование» их собственного законодательства и установить единую «планку» налогообложения.

Данная оговорка делается неслучайно: в прошлом между иностранными инвесторами и властями АНДР неоднократно возникали споры относительно увеличения налоговых сборов с зарубежных компаний в случаях колебаний курса динара по отношению к доллару и евро.

Показательно, что Ульд Каддур считает эти требования полностью справедливыми. По его словам, их принятие «должно помочь оживлению инвесторов в этом стратегическом секторе, создающем большую часть доходов страны и их привлечению. Нам следует в данном случае учитывать не только свои интересы, но и проблемы партнеров».

Говоря об этом, Ульд Каддур особо подчеркнул свои достижения, сделанные им в течение года за время руководства Sonatrach, намекая тем самым на то, что он имеет полное право заявлять идеи, не пользующиеся пока особой популярностью у представителей политического руководства страны.

Так, по его словам, ему удалось разрешить в пользу Алжира десять споров с иностранными партнерами, укрепив рейтинговые оценки его компании на международном уровне, особенно в результате выигрыша арбитражного суда у французской компании Total, чье руководство пыталось «обойти» алжирское инвестиционное законодательство при помощи международного посредничества.

Кроме того, за этот период ему удалось не только стабилизировать нефтегазовую добычу, но и пусть и сравнительно незначительно, но все же нарастить ее.

Вместе с тем, находясь в США, Ульд Каддур заявил о переходе к комбинированной стратегии развития Sonatrach, состоящей одновременно в привлечении иностранных инвесторов и вкладывании алжирских средств в перспективные проекты в страны ближневосточного региона и Сахеля.

В частности, по его словам, в ближайшие недели, подчиненные ему специалисты начнут эксплуатацию первой нефтяной скважины в Нигере в рамках «большого энергетического проекта».

Аналогичным образом Ульд Каддур планирует развивать нефтегазовое сотрудничество с Ираком, где, по его словам, компания Sonatrach располагает «несколькими возможностями для выгодного бизнеса».

В частности, по его словам, стороны уже провели успешные переговоры относительно закупок иракской нефти и ее перепродажи через алжирскую дочернюю торговую компанию Sonatrach Petroleum Corporation, зарегистрированную в Лондоне.

И, наконец, АНДР развивает энергетические проекты с Кубой и Венесуэлой. Первой она продает нефть, а во втором случае готовится вложить инвестиции в местную энергетическую отрасль.

Впрочем, пока деталей относительно конкретных вложений не поступало – возможно, алжирская сторона в условиях непростой политической ситуации в Венесуэле заняла выжидательную позицию, не желая рисковать.

Между тем, несмотря на проявленную Ульд Каддуром энергию в развитии компании Sonatrach, представляется сомнительным, что без комплексных реформ «сверху» энергетического законодательства и отрасли в целом ему удастся качественно изменить положение алжирской нефтегазовой отрасли.

52.19MB | MySQL:103 | 0,460sec