Ирак: политические коалиции в преддверии парламентских выборов

«Прежде чем объединится, нужно размежеваться» – в случае с иракской предвыборной кампанией, это выражение верно лишь отчасти. Единства в правящей коалиции было лишь на малую толику, но стало еще меньше. Если раньше коалиции могли существовать месяцами, то сейчас – часами. Буквально.  Мы уже писали о выходе из союза с блоком премьер-министра Х.аль-Абади, групп, отождествляющих себя с Народным ополчением. Он случился в течение одного дня. Затем, стало известно об отказе советника премьера по национальной безопасности и куратора ополчения Ф.Файяда от участия в выборах. Ф.Файяд, которого некоторые эксперты считают креатурой Москвы, собирался попробовать себя на политическом поприще, однако, по неизвестным причинам передумал. Видимо, пост советника по безопасности весомее.

Не обошла эта тенденция и блок премьера – «Победа» («Наср» араб.). Составленный из более чем шестидесяти фракций, союзов и объединений, он трансформируется практически ежедневно. Утром было обвялено о коалиции с движением «Аль Хикма», возглавляемого Амаром Хакимом. А вечером, оно заявляет о выходе из коалиции, не утруждая себя объяснениями произошедшего. Эксперты тут же, хором, начинают утверждать, что сделано это, мол, потому, что два отдельных списка могут набрать больше голосов. Можно подумать, это не было известно изначально!

На самом деле, броуновское движение, царящее сейчас на просторах иракского парламентаризма, есть ни что иное, как отчаянная борьба за контроль над будущими «тучными» областями, в которых вращаются огромные средства: над нефтью и газом, обороной и безопасностью. И восстановлением народного хозяйства северных и северо-западных районов страны.

Мухаммед аль–Гашеми, политический обозреватель касаясь нюансов происходящего, указывает на наличие исторических противоречий между подходами руководства страны и партии «Призыв» («Ад-Даава» араб.). На сегодня (впрочем, как и всегда) основой компромисса являются уступки и приобретения. Вопрос, который задают Х.аль-Абади желающие вступить с ним в коалицию: что мы получим после выборов? У того же движения «Аль-Хикма» высокие шансы выиграть места в парламенте, отсюда и высокая планка запросов к премьеру. И взаимовытекающие шансы достичь согласия, если каждая из сторон будет понимать, что ей достанется после выборов.

Однако, Х.аль-Абади не особо стремится блокироваться с сильными союзниками и склонен договорится с менее влиятельными, но на своих условиях.  Так, «Аль-Хикма» не без оснований считает, что он может вернуться к сотрудничеству с «Государством закона», второй частью партии «Призыва». А это, в итоге, может повредить «Аль-Хикме», находись она в союзе с Х.аль-Абади и, следственно, лучше идти на выборы самостоятельно.

«Аль-Абади не самый лучший переговорщик» — полагает М.аль-Гашими. «Из-за этого он теряет много тех, кто действительно мог бы с ним выступать заодно. При чем, на деле, а не на словах. Поэтому, все эти альянсы возникают рефлексивно, ситуативно и в спешке. И ни один из них не просуществует все время, отпущенное до следующих выборов. Это характеризует не только блок «Наср», но и все остальные коалиции, в равной степени» – убежден политолог.

О крайней нервозности и подводных течениях предвыборной деятельности говорит факт вчерашнего заявления «Ддвижения «Аль-Хикма», утверждающего, что на самом деле, оно не выходило из состава коалиции с «Наср», а «место имело лишь соглашение между «Хикмой» и аль-Абади».

Мухаммед аль-Лаккаш, депутат от «Аль-Хикмы» в интервью Iraqi Observer пояснил, что, действительно, было принято решение идти на выборы в апреле двумя отдельными списками, но после них, снова создать коалицию. Два сильных списка будут иметь более внушительный политический вес, пояснил политик.

Точно к такой же тактике прибег и бывший министр обороны Ирака, Халед аль-Обейди, формально объявивший о выходе из «Наср», но, на деле, выступающий в коалиции с иракским премьером.

Iraqi Observer на прошлой неделе опубликовал целый ряд материалов, изобличающих некоторые порочные практики сегодняшнего парламента, вроде систематических и специально организуемых прогулов заседаний, когда ставится задача провалить голосование по тому или иному закону.

Не обошла стороной выборная горячка и комитет по делам коррупции, темы, воистину набившей оскомину в парламентской республике. Очевидно, находясь под воздействием разных политических пристрастий, комитет выпустил сразу 90 ордеров на арест коррупционеров, среди которых оказались и некоторые действующие министры. Всем им предложено не покидать страну под подписку о невыезде. Причем, ряд обвинений уже повторяется.

В действительности, ни одно из громких дел, инициированных комитетом по коррупции против министров, судей и других высокопоставленных лиц не было реализовано из-за их принадлежности к влиятельным политическим силам. Единственным, кого по достаточно сомнительным основаниям поместили под стражу по коррупционным обвинениям, стал бывший руководитель национальной авиакомпании, скажем прямо, не самое высокопоставленное лицо.

По мере приближения даты выборов следует ожидать войну компроматов. Откровения борцов с коррупцией в Ираке не в новинку, в ход будет пущено что-то более существенное, копии банковских документов, счетов и распечатки телефонных разговоров. Впрочем, и этим, никого особо не удивишь, единственным реальным средством останется применение подконтрольных силовых подразделений. Для ареста неугодного соперника, например, обыска в его штабе. В этом смысле решение советника по национальной безопасности сохранить за собой пост, который в противном случае, он должен был добровольно покинуть, выглядит вполне разумным.

52.2MB | MySQL:103 | 0,466sec