О ситуации в суданском руководстве

На фоне растущего напряжения между Египтом — с одной стороны, а также Эфиопии и Судана по вопросу новой редакции соглашения о водосбросе  Нила после окончания строительства  плотины «Возрождение» на Голубом Ниле, нарастает напряженность и внутри правящей суданской элиты. В первую очередь это относится к кризису отношений между суданским президентом О.аль-Баширом и министром иностранных дел И.Гандуром. Отзыв в декабре прошлого года  О.аль-Баширом суданского посла А.М.Абдельхалима из Египта «для консультаций» в рамках дипломатического и политического кризиса между Каиром и Хартумом вызывал протест со стороны министра иностранных дел Судана, который опасался, что такие действия будут чреваты усилением конфронтации и перерастанием ее в прямой вооруженный конфликт. При этом О.аль-Башир игнорировал его мнение, что вызвало опалу министра. По крайней мере, во время визита президента Турции Р.Т.Эрдогана в Судан, И.Гандура на личной встрече двух президентов не было. Его место занял министр нефти и главный лоббист китайских интересов в Судане Авад Ахмед аль-Джаз. Кстати, это не просто технократ, а один из ветеранов исламистского движения в Судане: именно он отвечал во время военного переворота в 1989 году за связь между подпольными группами исламистов и военными. В этой связи некоторые иностранные обозреватели  уже выдвинули версию о том, что И.Гандура скоро сменит А.аль-Джаз. Сомневаемся в этой версии, А.аль-Джаз занимается более ключевым вопросом для стабильности режима, а кроме того, с учетом своего исламистского прошлого, ему будет сложно вести переговоры с теми же США или КСА. И.Гандур, который относится к молодому поколению суданских политиков, является ключевой фигурой в рамках дипломатических усилий по снятию санкций с Хартума со стороны США. Этот процесс пока до конца не закончен, а значит И.Гандур пока сохранит свой пост. Отметим и еще один момент. После того, как суданский президент отстранил своего министра иностранных дел от участия в приговорах с Р.Т.Эрдоганом, тот решил подать в отставку. Но его удержали от этого шага две серьезные фигуры в суданском руководстве: глава Национальной службы по разведке и безопасности (NISS) Мухаммед Атта и премьер-министр Бакри Хассан Салех. А это свидетельствует о его серьезной поддержке. Вообще надо иметь ввиду, что, когда мы говорим о Судане, не надо думать, что там существует примитивная восточная диктатура. Уровень разнополярности мнений в суданском руководстве довольно высок, причем мало кто скрывает свою точку зрения друг от друга. При этом суданская политическая культура не подразумевает в отличие от йеменских или иракских аналогов непременной ликвидации своих политических противников. Бывший диктатор Судана Дж.Нимейри спокойно живет в Хартуме, ни один из деятелей организованной политической оппозиции не был убит за все это время (иногда наиболее ретивых сажают на месяц-второй в тюрьму — это максимум репрессивных мер), и в этой связи  внутри самой исламистской партии Народного конгресса существует довольно серьезная палитра мнений по тому или иному вопросу. Например, в период отхода Хартума из иранской орбиты влияния тот же министр обороны активно критиковал это решение президента, но до сих пор находится на своем посту.

В реальности же в данном случае недовольство И.Гандуром со стороны О.аль-Башира, как нам представляется, связано с несколько иными причинами, чем расхождение по вопросу тактики действий на египетском направлении. Тем более, что дальнейшее развитие событий показало правильность выбора алгоритма действий именно суданского президента. Отзыв посла, концентрация дополнительных военных сил на границе с Эритреей в ответ на появление там египетских военных, четкая демонстрация альянса с Эфиопией (причем не только в политическом аспекте, но и, что главное, — в координации военных профилактических усилий) — все это в конечном счете заставило президента АРЕ А.Ф.ас-Сиси очень быстро пойти на попятную и инициировать очередной трехсторонний саммит для поиска компромисса. Так что по этой причине суданский лидер конечно И.Гандура убирать не станет, особенно с учетом того, что он публично продемонстрировал уязвимость его подхода к проблеме взаимоотношений с АРЕ. Убрать  его со временем он может по более важной причине.  В середине ноября прошлого года Хартум посетил  заместитель госсекретаря Д.Селливан. В рамках встречи с И.Гандуром он проинформировал его о «принципиальной позиции Вашингтона» в отношении неприемлемости варианта предполагаемого участия О.аль-Башира в президентских выборах в 2020 году. Другими словами, США в лучших традициях своей демократии послали суданской политической элите ясный сигнал о том, что О.аль-Башира надо до 2020 года «слить». Ровно потому, что его присутствие на президентском посту будет всячески тормозить развитие двусторонних отношений и препятствовать интеграции экономики Судана в мировую финансовую систему. В самом таком посыле американцев нет ничего нового, суданского президента по настоящему встревожил факт того, что о таком предложении министр иностранных дел ему напрямую не сообщил, а решил доложить об этом премьер-министру. А это уже некая комбинация, некий альянс и некая перспектива внутреннего дворцового переворота. Отсюда и постепенная опала в лучших традициях суданской политической культуры: сам эпизод с неискренностью И.Гандура случился в ноябре, а резкую опалу он почувствовал на себе только в январе.  Отсюда же и визит О.аль-Башира в Россию с предложением сдать в аренду Москве военную базу на Красном море под предлогом «американской агрессивной политики».  Отсюда же скорее всего и уход И.Гандура на политическую периферию к концу нынешнего года.

62.81MB | MySQL:102 | 0,458sec