Обзор альманаха «Турция в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 8

Продолжаем разбор упомянутого в заголовке Альманаха и, прежде всего, напомним, что в предыдущей части материала мы начали рассмотрение повестки дня президента Турции Р.Т.Эрдогана и его Администрации в 2017 году.

Одними из важнейших аспектов которой стали борьба с инфляцией, которая после ряда лет и цифры однозначной вновь стала двузначной. А, кроме того, — с безработицей, где Р.Т.Эрдоган, действуя знакомыми отечественными читателям методами, «нарезал» крупнейшим турецким НКО – объединениями местного бизнеса задачу. Чтобы каждый из их членов взял к себе на работу дополнительно хотя бы одного служащего.

В числе тех, к кому обратился с этим настойчивым призывом президент Эрдоган, были такие влиятельные и многочисленные структуры как ТОВВ (Союз палат и бирж Турции), TÜSİAD (Ассоциация турецких промышленников и предпринимателей), MÜSİAD (Независимая ассоциация промышленников и предпринимателей) и, разумеется, далее по списку.

И, как сообщается Альманахом, благодаря этому призыву Эрдогана, на работу оказалось принято 1,5 млн чел. (если за популистскую риторику давать призы, то одним из бесспорных кандидатов на первое место будет эта сентенция Альманаха, над которой не знаешь то ли смеяться, то ли плакать, то ли крутить пальцем у виска – В.К.). Более того, продолжает свою мысль Альманах, Р.Т.Эрдоган поставил задачу о ежегодном приеме на работу ещё 1 млн человек (надо понимать, в дополнение к уже запланированным вакансиям – В.К.). Контроль выполнения «майских указов» Р.Т.Эрдогана был возложен на местные органы власти, в частности, лично на губернаторов провинций.

Кроме того, сообщает Альманах и о других инициативах турецкого президента – в частности, о снижении налога на транспортные средства, о подготовке пакета льгот для оливковых хозяйств и проч. Запущена была и реформа школьного образования – если раньше ученики в зависимости от результатов своих экзаменов получали приписку к той или иной, не факт что ближайшей, школе, то теперь речь зашла об учебе по месту прописки. Заметным событием стал официально озвученный запуск проекта создания целиком и полностью местного автомобиля. С этой целью руководством страны (!) был сформирован консорциум из пяти крупнейших корпораций Турции. Подтверждая свою репутацию «потеющего» (то есть много путешествующего – В.К.) президента, Р.Т.Эрдоган на протяжении года участвовал в многочисленных мероприятиях – собраниях, митингах, открытиях вновь построенных объектов, встречах с представителями общественности и местных органов власти (последнему, в частности, общению с деревенскими старостами, Р.Т.Эрдоган традиционно уделяет повышенное внимание).

Вообще, тут необходимо прокомментировать из серии «гладко было на бумаге…». Что бы Альманах не писал про инициативы руководства Турции в сфере экономики и, к примеру, снижения на население налогового бремени, факт остается фактом. Жизнь в Турции неуклонно дорожает. Причем, это касается не предметов роскоши, а продуктов питания и товаров народного потребления. Турция никогда не была дешевой страной, однако сейчас по уровню своих цен и, вообще, по стоимости жизни она резко рванула вверх. При пропорциональном росте доходов населения это не являлось бы проблемой, однако его не наблюдается.

Есть что сказать и про инициативы турецкого руководства в технологической сфере, в частности, в плане создания целиком и полностью местного автомобиля. Турция является одной из тех стран, где расположены крупные автосборочные предприятия ведущих мировых концернов. Помимо этого, страна является крупным производителем автомобильных компонентов. Но расстояние от отверточной сборки и производства запчастей до выпуска готовой высокотехнологичной продукции, коей является автомобиль со всей своей начинкой и, прежде всего, двигателем – весьма приличное. Если, разумеется, под этой вывеской выполнения президентского поручения не наладить закамуфлированное лицензионное производство с ввозом критических узлов (повторимся, двигателей) из-за рубежа, как это, похоже, в итоге и произвойдет с программой «отечественного самолета» (про который все как-то резко забыли). Отдельный вопрос заключается в том, в каком сегменте будет выступать продукция. В дорогом – от немцев, а в среднем от корейцев – не протолкнуться. Те турки, которые любят «дешево и сердито», спокойно отдают предпочтение отечественной Ладе. Вообще, парадоксальным образом, у российских авто в Турции могло бы быть куда как лучшее будущее, чем наблюдается в настоящее время.

Следующий раздел Альманаха посвящен внешнеполитической повестке президента Турции в 2017 году. Как указывает документ, на момент написания Альманаха (ноябрь 2017 года – В.К.), то есть за 11 месяцев года, президентом Эрдоганом было совершено 30 визитов в 21 страну мира. На первую строчку, по своей значимости, Альманах ставит контакт Турции с Россией, указывая, что в 2017 году состоялось семь (!) личных встреч президентов двух стран. Важнейшими пунктами повестки дня стали, повторяем вслед за документом: Сирия и борьба с терроризмом, энергетика, торговля и поставка в Турцию российских систем ПВО С-400. Таким образом, как пишут авторы документа, после пережитого «самолетного кризиса» российско-турецкие отношения вновь получили положительную динамику. Специально обратили турецкие обозреватели внимание на фразу президента В.В. Путина о том, что «Наши отношения с Турцией вернулись на докризисный уровень», делая напрашивающийся сам собой вывод о том, что и вправду вернулись.

62.82MB | MySQL:102 | 0,479sec