По информации китайского специализированного военно-технического издания «Корабельное вооружение» (официальный печатный орган ведущего кораблестроительногохолдинга КНР – «Китайский кораблестроительной промышленной корпорации»), Военно-морские силы Арабской Республики Египет в 2017 г. получили два новых фрегата проекта FREMM производства французского судостроительного предприятия DCNS. Данные корабли будут играть вторую скрипку в процессе обеспечения неприкосновенности линии государственной морской границы после четырех корветов проекта Gowind 2500, которые благодаря уменьшенной стоимости обслуживания будут нести основную нагрузку в вопросах охраны морских рубежей АРЕ.
Китайские специалисты внимательно наблюдают за процессом строительства кораблей проекта Gowind 2500 поскольку французские специалисты передали египетским партнерам (судостроительный завод в г.Александрия) всю необходимую техническую документацию.
Представляется возможным указать некоторые тактико-технические характеристики (ТТХ) корветов проекта Gowind 2500 и фрегатов проекта FREMM.
Таблица 1
Сравнительные ТТХ надводных кораблей ВМС АРЕ французского производства
Характеристика/модель | Корвет проекта Gowind 2500 | Фрегат проекта FREMM |
Судостроительная компания | DCNS | |
Длина (м) | 102 | 142 |
Ширина (м) | 16 | 20 |
Осадка (м) | 5,4 | 5 |
Водоизмещение (тонн) | 2600 | 6000 |
Максимальная скорость (уз.) | 25 | 27 |
Крейсерская скорость (уз.) | 15 | 17 |
Дальность плавания (миль) | 3700 | 6000 |
Экипаж (чел) | 80 | 120 |
Места для размещения дополнительного персонала | 15 | 145 |
Очевидно, что практически двукратная разница в водоизмещении позволила французским конструкторам разместить на фрегате проекта FREMM более тяжелое зенитно-ракетное вооружение с повышенными возможностями борьбы с аэродинамическими и баллистическими целями. За счет значительных линейных размеров на фрегате проекта FREMM устроены отсеки для увеличенного боекомплекта артиллерийской установки, и других образцов корабельного вооружения. В таблице ниже приведем сравнительные данные о составе вооружения корвета и фрегата французского производства.
Таблица 2.
Сопоставительный анализ состава корабельного вооружения корвета проекта Gowind 2500 и фрегата проекта FREMM
Характеристика/модель | Корвет проекта Gowind 2500 | Фрегат проекта FREMM |
Артиллерийская установка (калибр.) | Oto Melara (76 мм.) | Oto Melara (76 мм.) |
Зенитные управляемые ракеты (кол-во) | MICA (16 ед.) | ASTER 15 (16 ед.) |
Противокорабельные ракеты (кол-во) | ММ40 Exocet Block 3 (8 ед.) | SCALP (16 ед.) |
Зенитные пушки
(кол-во) |
Nexter Narwahl 20 (2 ед.) | Nexter Narwahl 20 (3 ед.) |
Торпеды | MU-90 в двух трехтрубных ТА | MU-90 в двух трехтрубных ТА |
Следует отметить, что оба корабля оснащены вертолетной палубой и ангаром для долговременного хранения авиационной техники – вертолета, который позволяет вести поиск и бороться с подводными лодками вероятного противника на дальности, большей чем обеспечивает корабельная гидроакустическая станция.
Основным отличием легкого корвета от более тяжелого FREMMа состоит в том, что основные дизельные двигатели питают электромоторы, которые приводят в движение гребные винты. Подобная силовая схема позволяет серьезно снизить тепловую и акустическую заметность корабля при выполнении задач противолодочной обороны.
В отношении более тяжелого фрегата известно, что французские кораблестроители применили стандартную схему под обозначением CODOG в составе газотурбинного двигателя LM-2500 (мощность 32 мВатт, пр-во компании General Electric, США), четырех дизельных двигателей от немецкой компании MTU и двух электрогенераторов от французской компании Jeumont Electric.
Подводя промежуточный итог вышесказанному, представляется возможным согласиться со следующими оценками китайских специалистов. Во-первых, официальный Каир не способен самостоятельно оплачивать приобретение французских кораблей и технологий, что предопределяет необходимость заимствования финансовых средств у более состоятельных соседей по региону. В основном приобретение современных надводных боевых кораблей финансирует Королевство Саудовская Аравия, которое в обмен требует от АРЕ территориальных уступок.
Во-вторых, официальный Каир проводит переговоры о займах на выполнение программы перевооружения с государствами Персидского залива, однако по данным китайских специалистов в обмен на щедрое финансирование участники арабской коалиции требуют от египетских военных более активного участия в операции против йеменских хоуситов.
Китайские специалисты отмечают, что военно-политическое руководство АРЕ, а именно президент Абдель Фаттах ас-Сиси, осознает дороговизну процесса перевооружения Вооруженных сил государства и по этой причине в рамках его официального визита в Республику Корея (март 2016 г.) подписал с президентом РК Пак Кын Хе соглашение о сотрудничестве в военно-технической области.
Благодаря этому документу в сентябре 2017 г. министр Обороны АРЕ провел встречу с Ккомандующим ВМС РК, а также посетил военно-морскую базу и кораблестроительные предприятия РК. Благодаря установленному военно-техническому сотрудничеству ВМС АРЕ получили в декабре 2017 г. на безвозмездной основе корвет проекта «Пхохан» и фрегат проекта «Ульсан», которые ранее состояли на вооружении ВМС РК под обозначением Yeosu (бортовой номер 765) и Chungnam (бортовой номер 953). По данным китайских источников, срок службы указанных кораблей, на момент передачи в Египет составляет 31 и 24 года соответственно, что вполне объясняет безвозмездную передачу.
Таблица 3.
Сравнительные характеристики надводных кораблей ВМС АРЕ южнокорейского производства
Характеристика/модель | Фрегат проекта «Ульсан» | Корвет проекта «Пхохан» |
Судостроительная компания | Busan Korea SEC | Hyundai Heavy Industries |
Длина (м) | 102 (103,7) | 88,3 |
Ширина (м) | 11,5 (12,5) | 10 |
Осадка (м) | 3,5 | 2,9 |
Водоизмещение (тонн) | 2350 | 1200 |
Максимальная скорость (уз.) | 34 | 32 |
Крейсерская скорость (уз.) | 16 | 15 |
Дальность плавания (км) | 8332 | До 4000 |
По данным из открытых источников известно, что указанные корабли располагают следующим вооружением:
– артиллерийские установки Otobreda калибра 76 мм.
– спаренные зенитные автоматические пушки Otobreda/Nobong калибра 40 мм.
– дозвуковые противокорабельные ракеты «Гарпун»
– торпеды К745LW «Голубая акула»
Анализ указанного состава вооружения показывает, что боевые корабли южнокорейского производства укомплектованы надежными артиллерийскими установками итальянской разработки, производство которых полностью освоено в Южной Корее. Конечно, упомянутые «возрастные» корабли оснащены устаревшими ПКР американского производства, которые не представляют опасности для современных сторожевых кораблей, стоящих на вооружении ВМС Израиля.
В отношении торпед К745LW известно, что они были разработаны на основе итальянских А-244 «Аления», что обусловило следующие тактико-технические характеристики:
– длина: 2,7 м;
– масса: 280 кг;
– диаметр: 324 мм;
– максимальная дальность пуска: 11 км;
– скорость: 45 узлов.
– наведение: акустическое.
В целом рассмотренные торпеды представляется возможным отнести к образцам противолодочного вооружения с довольно посредственными характеристиками, которые не позволяют бороться с малошумными дизель-электрическими подводными лодками с воздухонезависимыми энергетическими установками, которые приняты на вооружение ВМС соседей по региону. Кроме того, рассматриваемые корвет и фрегат обладают достаточно ограниченным зенитным вооружением, которое не обеспечивает защиту корабля от современных боевых самолетов и авиационных средств поражения.
В дополнение к вышесказанному следует отметить, что южнокорейские военные и предприятия национального ОПК планируют оказать помощь египетским военным морякам в процессе модернизации военно-морской базы в порту Александрии, освоении корабельной техники, а кроме того ВМС АРЕ получат новые тренажерные комплексы для подготовки будущих экипажей.