Иран об угрозе передислокации ИГ в Афганистан

После того, как в ноябре 2017 года было официально объявлено о победе над террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России), Иран предупредил об угрозе ее передислокации в Афганистан. Основанием для этих обасений стала серия терактов в стране в течение прошлого месяца. В ходе теракта возле военного университета погибло 11 военнослужащих. Ранее террористы взорвали машину «скорой помощи» возле Министерства внутренних дел, погибло 103 человека. Произошло нападение на отель Intercontinental Hotel в Кабуле, которое также расположено возле здания МВД, в результате которого погибло 43 человека. Ответственность за теракты взяло на себя ИГ. Ряд афганских министров назвали силы безопасности страны неэффективными и потребовали отставки должностных лиц.

В связи с этим возникает вопрос: как безопасность Афганистана повлияет на безопасность соседних стран, в частности Ирана?

Выступая на религиозном собрании в Тегеране 6 февраля, верховный лидер ИРИ (рахбар) аятолла Али Хаменеи заявил: «Те самые руки, которые создали ИГ, чтобы использовать его в качестве инструмента для угнетения и преступности против народа Сирии и Ирака, после столкновения с противостоянием в регионе, стремятся перенести ИГ в Афганистан», — добавив, что «недавние убийства говорят о начале этого процесса». Он отметил, что «Вашингтон стоит за появлением ИГ в регионе», и сказал, что «перемещая его в Афганистан, США стремятся узаконить свое военное присутствие в регионе и обеспечить безопасность сионистского режима Израиля». Далее рахбар сказал, что «сами американцы являются основным фактором отсутствия безопасности в Афганистане, и все убийства, произошедшие во имя религии за последние 20 лет, прямо или косвенно связаны с США».

Хаменеи не единственный, кто обвинил Вашингтон в переброске ИГ в Афганистан. Несколько высокопоставленных иранских военных командиров также сообщили об этой угрозе.

Начальник Генштаба Вооруженных сил Ирана генерал Мохаммад Хоссейн Багери сказал, что «Соединенные Штаты передислоцируют членов террористической группы ИГ в Афганистан после своих поражений в Ираке и Сирии под различными предлогами». По его словам, американцы указывают на существование напряженности в регионе Юго-Западной Азии в качестве предлога для своего присутствия в регионе, ведь если бы регион успокоился, им пришлось бы вывести свои силы, и тогда региональные страны обеспечивали бы безопасность региона самостоятельно.

Об угрозе передислокации сторонников ИГ в Афганистан заявил и президент Высшего национального университета обороны Ирана, бывший министр обороны генерал Ахмад Вахиди. Он выразил тревогу по поводу постоянной поддержки Вашингтоном террористической группы ИГ и заявил, что «США стремятся переместить экстремистов в Центральную Азию и Афганистан».

Еще в августе прошлого года президент Ирана Хасан Роухани предупредил о появлении ИГ в других регионах, в частности в Центральной Азии. «После полного поражения в Ираке и Сирии террористы, вероятно, попытаются проникнуть в этот регион. Все мы должны опасаться такой угрозы, как на Кавказе, так и в Центральной Азии», — сказал Х.Роухани на встрече со своим армянским коллегой Сержем Сагсяном.

В ноябре 2017 года, после визита министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна в Тель-Авив, МИД ИРИ вновь призвало Ереван быть бдительней к действиям Израиля в тех же регионах Кавказа и Центральной Азии. Дело в том, что именно «сионистский режим» и Соединенные Штаты, по мнению Тегерана, несут ответственность за распространение терроризма.

4 февраля состоялся телефонный разговор министра обороны Ирана генерала Амира Хатами с его афганским коллегой генералом Тариком Шах Бахрами, в ходе которого министры обсудили пути активизации сотрудничества между двумя странами в борьбе с терроризмом. Амир Хатами подчеркнул, что необходимо не игнорировать общего врага и использовать коллективные возможности всех стран региона для борьбы с терроризмом и обеспечения спокойствия в Афганистане. Он так же обвинил США в создании ИГ и перемещении его сил в Афганистан с целью оправдать свое присутствие в этой стране.

Генерал А.Хатами сказал: «Американцы доказали, что они враги мусульманам. Объявление Священного Кудса (Иерусалима) столицей сионистского режима сняло еще одну маску с лицемерного лица США и показало их враждебность по отношению к мусульманскому миру».

Советник А.Хаменеи по вопросам обороны и так же бывший министр обороны ИРИ Хоссейн Дехган в одном из своих интервью отметил, что на сегодняшний день ИГ не контролирует одну конкретную страну, и чтобы доказать свое существование они могут совершить теракт в любой день.

В самом Кабуле не все согласны с позицией Тегерана. Некоторые прозападные афганские политики, в частности директор Службы национальной безопасности Джамаль Мусави, обвиняют Иран и Россию в поддержке «Талибана» для создания нестабильности в стране. Официальный представитель МИД Ирана Бахрам Касеми отверг подобные обвинения, подчеркнув, что страна придает особое значение стабильности в Афганистане.

«Внутренние дела Афганистана относятся к ним самим, и мы не вмешиваемся», — заявил Б.Касеми на своей еженедельной пресс-конференции в Тегеране 5 февраля. Он выразил надежду на то, что афганское правительство сможет приложить дополнительные усилия вместе с другими партиями и группами для установления стабильности в стране, заявив, что он предпочитает не говорить о противоречивых высказываниях некоторых афганских официальных лиц о роли Ирана в Афганистане. «Для нас важны стабильность, безопасность и прогресс Афганистана», — сказал пресс-секретарь МИДа, добавив, что Тегеран и Кабул пытаются составить стратегический документ для дальнейшего укрепления своих связей и сотрудничества во всех областях.

Выступая на встрече со спецпредставителем ООН по Ираку Яном Кубишем в Тегеране 4 февраля, советник спикера парламента по международным делам Хоссейн Амир Абдолллахиян сказал, что «несмотря на конструктивные усилия ООН, США переправляют побежденных лидеров ИГ из Ирака в Северный Афганистан». По его словам, попытки США направлены на защиту ИГ и терроризма, добавив, что такие шаги могут серьезно подорвать будущее Ирака, региона и всего мира. Он назвал «новой стратегической ошибкой США продолжение игры в регионе и использование ИГ в Афганистане».

7 февраля президент ИРИ Х.Роухани на своей пресс-конференции в Тегеране заявил, что если правительство Афганистана попросит, то Иран готов оказать помощь в борьбе с терроризмом, как советническую, так и военную. Он обвинил США в неспособности обеспечить безопасность в соседней стране, в которой по-прежнему действуют ИГ и другие террористические группы. Он отметил, что, возможно, именно иностранное присутствие способствует вербовке новых террористов среди афганской молодежи под предлогом борьбы против оккупации их страны.

Член Исламской коалиционной партии Ирана Хамидреза Тараги в интервью агентству Tаnsim, сообщил, что число боевиков ИГ на севере Афганистана за последние несколько месяцев неуклонно растет. Он отметил, что пристанищем ИГ становятся слабо защищенные страны, а Афганистан является одной из стран Азии, где правительство не достигло достаточной военной стабильности, а вооруженные оппозиционные группы в Афганистане дестабилизируют ситуация. Все это создает почву для укрепления ИГ.

«Учитывая, что значительное количество сил ИГ находилось на западе Китая, а часть из них из Таджикистана и Узбекистана, то их возвращение в регион может способствовать распространению беспорядков в Восточном Иране и нескольких других странах, как Китай, Пакистан, Бангладеш и пр.», — предупредил иранский политик. Х.Тараги считает, что Северный Афганистан может стать новой базой ИГ в Азии, а в Европе такой базой может стать Италия.

Политический обозреватель, член партии «Национальный фронт Ирана» Давуд Хермидас-Баванд, комментирую передислокацию сил ИГ в Центральную Азию, отметил, что в таком случае группе придется столкнуться с Россией и Китаем – двумя членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), одной из главных задач которой является борьба с терроризмом, и у ИГ нет шансов на успех в этом регионе. Он считает, что основной целью ИГ является Афганистан, но есть ли у группы и другие цели – зависит от успеха их деятельности.

Американские агентства, в частности Associated Press, сообщают, что американские военные передислоцируются Ирака в Афганистан. Ссылаясь на контрактников с американской базы, агентство пишет, что переброска сил началась еще в конце января, когда группы военнослужащих покидали базу на ежедневных авиарейсах. Однако, точное место их новой дислокации не известно.

По данным западных СМИ, в 2016 году в Ираке находилось 5000 американских военных, позже туда прибыло еще 4000 для оказания поддержки местным силам в борьбе против ИГ. На сегодняшний день Багдад и Вашингтон договорились о сокращении численности американских военных в арабской стране после возникшего разногласия в связи с приостановлением технического обеспечения танков «Абрамс» со стороны США.

В своей предвыборной кампании Дональд Трамп обещал положить конец вмешательству США в Афганистане, вместо этого в начале 2017 года, после его вступления на пост президента, число американских военных в Афганистане возросло от 8500 до 14000, сообщает иранское агентство Fars. А по данным The Washington Post, армия США планирует увеличить общее количество войск в Афганистане еще на 1000 человек.

Передвижения террористов из региона в регион еще раз свидетельствуют о том, что говорить об окончательной победе над ИГ на данном этапе не приходится. Иранский эксперт Мехди Моттахарниа назвал три этапа управления безопасностью в регионе. Первый начался после теракта 11 сентября 2001 г.при Джордже Буше-мл. и продолжился до середины первого срока Барака Обамы. Второй этап продолжился сразу после первого, когда слабый баланс рассматривался в качестве основного уровня безопасности в регионе. Этот баланс должен был быть установлен между Ираном и КСА, что мы видим и по сей день. С приходом Дональда Трампа и его ближневосточной политики мы видим начало управления относительной безопасностью на Ближнем Востоке – «Новом Хартленде» и его перемещение через «тоннель Нового Хартленда» (Иран и Персидский залив) в «Верхний Хартленд» — Тибет и Восточную Азию. Таким образом, Иран становится «мостом» перемещения угрозы безопасности, а Афганистан на этом пути играет роль базы. Афганистан может стать подходящей страной для перемещения нестабильности, учитывая неблагоприятную ситуацию внутри страны, рост исламского и политического радикализма. Вероятно также, что целью перемещения сил ИГ в Афганистан является не их западный сосед – Иран, а  восточная часть Афганистана и Восточная Азия.

Что касается Ирана, то ему угрожают не внешние враги, а внутренние, которые могут создать внутри страны условия для проникновения террористических сетей в страну. Об этом свидетельствуют и теракты в июне прошлого года в Тегеране. Все террористы были гражданами Ирана. Несмотря на это, ИРИ готова вести двойную борьбу с терроризмом, как внутри, так и за пределами своих границ.

52.27MB | MySQL:103 | 0,441sec