Об эскалации напряженности на сирийско-израильском треке

Последние дни были отмечены ростом напряженности не только на ливано-израильской границе, но и на сирийском треке, где произошла серия инцидентов. Часть из них была вполне предсказуема, в то время как другую можно считать чем-то новым. В среду сирийская сторона заявила об очередной, по их словам, израильской атаке на исследовательский объект, который, разумеется, не все представители международной общественности считают исключительно научным. По имеющимся данным, опубликованным Haaretz со ссылкой на источники в сирийских правительственных кругах, целью инцидента, названного Дамаском новым проявлением израильской агрессии, стал центр «Джамрайя» на северо-западе от сирийской столицы, дважды в 2013 г. и 2017 г. уже подвергавшийся атакам.

Интерес к нему обусловлен сразу двумя обстоятельствами. Во-первых, он считается одним из объектов, на которых проводятся испытания химического оружия. Во-вторых, есть мнение, что там же организовано производство вооружений, которые затем попадают в руки враждебной Израилю «Хизбаллы». Однако, как отмечает Haaretz, на этот раз, была поставлена задача не уничтожить его, а сделать предупреждение, причем такое, которое поймут в Тегеране и передадут своим региональным «proxies».

По итогам инцидента сирийские источники заявили, что большинство ракет, выпущенных с самолетов, нарушивших воздушное пространство Ливана, было перехвачено, в то время как международные наблюдатели указывают, что часть из них все же достигли цели. Также за этим последовало очередное воззвание к международному сообществу. МИД Сирии сообщил: «Мы снова обращаемся к Израилю с предупреждением, что такие действия могут вылиться в серьёзные последствия. Более того, мы призываем Совет Безопасности ООН присоединиться к критике действий Израиля». Все это, как мы знаем, случилось на фоне тура военно-политического кабинета Израиля на Голаны, а также очередного всплеска враждебной риторики ливанских политических кругов и «Хизбаллы».

Впрочем, был еще один случай, заслуживающий не менее пристального внимания. Уже в четверг из Сирии был обстрелян израильский беспилотный летательный аппарат (БПЛА), находившийся под управлением военных в приграничной территории. Из пресс-релиза, распространенного после инцидента ЦАХАЛ, известно, что в результате него никто не пострадал, но было разрушено здание в населенном пункте Мадждаль-Шамс на Голанах. Как пишет Haaretz, подробно не указывая, на чем основывается данная информация, выстрелы по израильскому дрону носили целенаправленный характер, в то время как любые подобные инциденты, как правило, являются случайными. Из этого следует, что поведение самой Сирии в адрес Израиля становится все более враждебным, подогревая тем самым в Иерусалиме мысли о возможной полномасштабной войне.

В этой связи интересно обратить внимание на доклад, опубликованный международной НКО International Crisis Group и посвященный текущей ситуации, характеризующейся нарастанием конфронтации между Израилем, Ираном и его союзниками на сирийской территории. В документе под названием Israel, Hizbollah and Iran: Preventing Another War in Syria[i] отмечается, что этот аспект борьбы следует считать новым этапом сирийского кризиса. Единственной силой, способной его предотвратить, является Россия, в то время как США своей антииранской коалицией в составе Саудовской Аравии и Израиля лишь ухудшают положение Иерусалима.

О конкретных мерах, посредством которых можно будет остановить эту «игру с нулевой суммой», в тексте речь не идет, однако, вновь становится очевидным предположение, высказанное ранее рядом экспертов, включая Эллиота Абрамса. В соответствии с ним Сирия точно перестала существовать как страна, превратившись в марионетку противоборствующих на ее территории игроков. В этой связи сложно утверждать, что цепляющаяся за Б.Асада и Тегеран Москва в реальности сумеет ограничить чьи-то претензии на региональную гегемонию. Косвенным подтверждением этой весьма неблагоприятной для израильской стороны картины можно считать визит в страну в конце января — начале февраля текущего года секретаря Совета безопасности РФ Н.Патрушева. Его целью, как утверждал 10 канал ИТВ со ссылкой на ливанские источники, стала попытка убедить Израиль не атаковать Иран и «Хизбаллу» в Сирии, в то время, как о намерении хоть сколько-нибудь умерить аппетиты Тегерана речь не идет, судя по всему, ни на каком уровне.

В таких обстоятельствах актуальным является вопрос, а что следует предпринять Израилю, уже вполне серьезно готовому защитить себя самостоятельно. Предположения и прогнозы на этом направлении выглядят сейчас довольно размытыми, поскольку Иерусалим упорно не может вырваться из замкнутого круга сирийского урегулирования, не оставляющего никакого пространства для учета интересов этого действительно важного регионального игрока, способного в реальности дать России много больше, чем кажется. Кто-то, как израильский колумнист Амнон Лорд считает, что, как минимум, публично озвучивание своих опасений в сочетании с репутацией государства, отвечающего за соблюдение установленных «красных линий» своей безопасности, спасет Израиль и на этот раз. Но есть и те, кто полагает, что, занимая в угоду международному сообществу позицию жертвы, правительство обрекает население на новую войну, правила которой будет диктовать противник.

[i] Подробнее см.: Israel, Hizbollah and Iran: Preventing Another War in Syria // International Crisis Group. Report № 182. Middle East & North Africa. 07.02.2018. URL: https://www.crisisgroup.org/middle-east-north-africa/eastern-mediterranean/syria/182-israel-hizbollah-and-iran-preventing-another-war-syria

52.2MB | MySQL:103 | 0,508sec