Ливия: о причинах обострения ситуации в Бенгази

Десятки человек пострадали в результате взрыва в ливийском городе Бенгази, расположенном на побережье Средиземного моря на востоке страны. Об этом в пятницу в своей электронной версии сообщила газета «Аль-Яум ас-Сабиа». По имеющимся сведениям, перед входом в городскую мечеть «Бу-Гадима» была подорвана заминированная машина. По данным местной полиции, «десятки человек убиты и ранены». Это уже второй за две недели резонансный теракт в «освобожденном силами главнокомандующего вооруженными силами Тобрука Хафтара» Бенгази. 24 января там в результате аналогичного акта погибло несколько серьезных фигур из окружениях Хафтара, что дало повод силам последнего провести несколько операций возмездия силами своего подразделения «Ас-Саика». Итогом таких операций, которые доблестные и недалекие ливийские военные проводили как раз в отношении членов племени авакир и снимали на пленку, стал вердикт Международного уголовного суда (МУС) о необходимости ареста командира этого подразделения М.Варфаллы. Вернее — обвинения в его отношении были сформулирваны МУС еще в августе прошлого года по другим фактам внесудебных расправ с противниками Хафтара, а сейчас они только получили дополнительный импульс и мотивировку. Мы уже сообщали ранее, что все эти истории с терактами в Бенгази напрямую связаны с историей ареста бывшего помощника Хафтара, а ныне официального заместителя министра внутренних дел в правительстве национального согласия (ПНС) Ф.Сарджа Ф.Каима. Он был, если брать грубо, просто перекуплен Ф.Сараджем и направлен в Бенгази его представителем. Если учесть, что Каим является представителем племенной элиты одного из ключевых племен Киренаики и в Бенгази авакир, то такой шаг был направлен прежде всего на то, чтобы самым жестким образом лимитировать фельдмаршалу поле для маневра.. Этот расчет полностью оправдался. Хафтар расценил появления «диссидента и дезертира», как явный шаг в рамках попыток подрыва его монопольного доминирования в Бенгази. Таким образом, Ф.Сарадж сделал беспроигрышный ход: в любом случае он выигрывал: если Каим получал возможность свободно действовать в Бенгази, то он таким образом резко снижал степень влияния Хафтара; если бы Хафтар его арестовывал (что он и сделал), то самым серьезным образом бы напрягал свои отношения с одним из ключевых племен этого региона. А это, в свою очередь, минимизировало бы возможность для Хафтара развернуть гипотетическое наступление на Триполи. Если еще глобальнее, то такая патовая ситуация не давала возможности действовать Хафтару за пределами Киренаики и тем самым сохраняла ПНС Ф.Сараджа на сколь-угодно далекую перспективу.
Переговоры об освобождении Ф.Каима шли практически с момента его ареста в ноябре прошлого года. Со стороны племени авакир в них участвовали представители молодежного крыла. После резонансного теракта 24 января, ответственность за который несут как раз последние, Хафтар вроде бы договорился освободить Каима в обмен на снятие с их стороны просьб к МУС арестовать М.аль-Варфаллу. Было достигнуто соглашение, о том, что М.аль-Варфалла «сдается» силам Хафтра и отходит от командования «Ас-Саики». Но в последнюю минуту освобождение Каима вновь сорвалось, а, по данным ряда экспертов, переговоры на эту тему прекратились еще 31 января. Отсюда второй теракт у мечети. То есть ситуация снова ушла в тупик. И это обусловлено в общем-то сложной ситуацией для самого Хафтара в рамках выбора между двумя сильными племенными группами: варфалла, к которому принадлежит командир «Ас-Саики», и авакир. Потеря доверия любой из них чревато для фельдамаршала серьезными неприятностями. И в первую очередь с точки зрения установления своего безусловного влияния в Киренаике. Ровно по этой причине своего разногласия с разными племенными группами Хафтар не может продвинуться в Феццане, а сейчас стоит вопрос и о проведении операции по ликвидации исламистского оплота в Дерне. Согласно первоначальному замыслу, эта операция должна была проходить синхронно с нынешней самой масштабной контртеррористической операцией египетских силовиков на Синае, Западной пустыне и в ряде египетских городов. Подразумевалось, что террористы в Западной пустыне получают подпитку как раз из Дерны. И в рамках этой операции французы даже перебросили свой спецназ и вертолеты в Ливию. Но операция затягивается, и не в последнюю очередь по причине того, что Хафтар никак не может разобраться с ситуацией в Бенгази и тем самым высвободить дополнительные силы для переброски под Дерну. Артиллерийская подготовка операции закончилась, так и не принеся никакого практического результата.
Таким образом, на нынешнем примере ситуации в Бенгази становится все более очевидным факт того, что Хафтар, на которого открыто ставят в Каире, Абу-Даби, Париже и, с оговорками, в Москве, не в состоянии чисто военными путями ликвидировать исламистские анклавы и усмирить племенную вольницу даже в Киренаике. При этом амбиции Хафтара и претензии на полное доминирование, как минимум, в силовом блоке будущего правительства национального единства в рамках реализации «дорожной карты» ООН по этому вопросу, совершенно не отвечают его боевому и политическому потенциалу. Таким образом, какие-то надежды мирового сообщества, на то, что в Ливии будут проведены какие-то всеобщие выборы в этом году надо оставить, как мало реализуемые на практике и не заниматься ненужными мечтаниями. Вопрос сейчас стоит не о выборах, а о расколе страны уже не по принципу старого регионального разделения Ливии на Киренаику, Триполитанию и Феццан, а отдельные племенные вотчины в переделах этих областей. И это на сегодня самый главный вызов всем планам специального представителя ООН по Ливии Г.Салемеа, который, рискнем предположить, он не сможет преодолеть.

52.22MB | MySQL:103 | 0,528sec