Ситуация в Алжире: январь 2018 г.

9 января примерно 7 тысяч будущих врачей – ординаторов, к тому моменту бастовавших уже 2 месяца, вновь вышли на демонстрацию в г.Оран  с требованием отмены гражданской службы, которая обязывает их отработать в период ординаторства от 1 до 4 лет в удаленных районах. Время гражданской службы зависит от удаленности ее прохождения – чем дальше, тем меньше. Они также требовали освобождения от военной службы.

Манифестация в Оране прошла без инцидентов. Аналогичная акция прошла 7 января в Константине (400 км к востоку от Алжира).

3 января попытка проведения аналогичной манифестации в Алжире, где такие акции запрещены, была жестко пресечена полицией. При разгоне демонстрации ранения получили примерно 20 ее участников, 10 были арестованы.

В Алжире в настоящее время насчитывается примерно 13 тысяч будущих врачей, обучающихся в ординатуре по конкретной врачебной специальности (во Франции их называют интернами) после получения диплома врача общей практики. Их стремление побыстрее стричь деньги понятно, но очевидно, что они напрочь забыли про интересы государства, которое их готовило, а также простых пациентов. Проще оказалось отказаться от прохождения экзаменов на диплом доктора, что тоже наводит на размышления типа кого подготовила  алжирская ординатура, что соискатели пошли на этот шаг.

Что касается властей, то 3 января показало, что они рассматривают любую массовую акцию как потенциально опасную для стабильности страны.

Уже 23 января несколько сотен интернов собрались у въезда в центральную больницу Алжира «Мустафа Баша» с тем, чтобы заявить о своих требованиях накануне начала переговоров их представителей с властями. Ранее в тот день власти сделали все возможное, чтобы не допустить приезда в Алжир интернов с других городов страны. Как заявил в тот день представитель интернов, они не против прохождения практики на крайнем юге страны, но считают, что работа в удаленных районах должна оплачиваться по повышенным тарифам. Они также потребовали, чтобы авиабилеты для них при следовании к месту работы были бесплатными.

24 января Алжирский суд признал 2-месячную забастовку интернов «незаконной». В тот же день стало известно, что после переговоров с властями, признанных «бесполезными», интерны решили продолжить забастовку.

12 января алжирские берберы отпраздновали новый, 2968 год, по берберскому календарю. Впервые в Алжире и в странах Северной Африки он был объявлен выходным днем. 27 декабря появился соответствующий указ президента АНДР Абдельазиза Бутефлики. Этот шаг он пояснил стремлением «упрочить национальное единство», и в этом, он, безусловно, прав.

Берберский календарь – наследник юлианского календаря. По своим датам он приурочен к календарю сельскохозяйственных работ. Отсчет ведет от прихода к власти в Египте в 950 году до нашей эры фараона Шашнака – бербера по происхождению.

Как отметил в интервью газете «Аль-Ватан» известный алжирский антрополог Азеддин Кинзи, «официальное признание берберского нового года – это результат долгой борьбы за культуру, идентичность и язык (берберский) тамазиг». «Этот день больше никогда не будет праздником второго плана», — подчеркнул он.

Амазиги – во множественном числе производная от слова «имазиген» считаются автохтонным народом в Северной Африке. В переводе с берберского это слово означает – «свободные люди». Считается, что в Алжире на берберском языке говорят 10 млн человек – четверть населения страны.

17 января начался судебный процесс над 6 активистами движения мозабитов – одной из ветвей берберов. Они обвиняются в частности, в «попытке свержения власти» и «покушении на безопасность государства», в связи с чем рискуют быть приговоренными к высшей мере наказания. Все 6 ранее входили в посреднический комитет, сформированный в свое время с целью прекращения конфликта, имевшего место в провинции Гардаия в долине Мзаб с декабря 2013 по июль 2015 года между мозабитами и арабами из племени шаамба. Тогда жертвами конфликта стали по меньшей мере 35 человек. Некоторые из шестерки являются активистами проберберской партии Фронт социалистических сил (ФСС) – старейшей оппозиционной партии в Алжире.

Из шести обвиняемых только один находится в тюрьме. Четверо находятся на свободе, один – за границей. Как заявил один из 18 адвокатов, защищающих шестерку, «эти люди сделали все возможное для того, чтобы погасить кризис, который потряс Гардаию, и их теперь преследуют за то, что они сделали во благо государства».

В свою очередь ФСС заявил, что обвиняемые «активно способствовали восстановлению спокойствия» в Гардаие и «никогда не выходили за рамки мирной борьбы, предусмотренной законом». По его оценке, обвинение было полностью сфабриковано спецслужбами. Один из обвиняемых – член Национального совета ФСС Мосбах Хаму – в свое время опубликовал несколько «призывов к спокойствию», адресовавшихся участникам конфликта в Гардаие.

18 января все участники «шестерки» были оправданы.

14 января наметился конфликт между премьером Ахмедом Уяхьей и президентом АНДР А.Бутефликой. Он начался еще 23 декабря, когда премьер заявил, что правительство намерено «способствовать открытию капиталов малых и средних государственных предприятий», дав тем самым понять, что они могут быть приватизированы. 14 января премьера поправил министр промышленности АНДР Юсеф Юсфи, отметивший, что А.Бутефлика не давал «добро» на это решение.

Заявление премьера прозвучало после подписания соглашения о развитии партнерских отношений между частным и государственным секторами экономики. Его подписантами стали представители правительства, патроната и основного профобъединения страны.

Понятно, что президент и премьер выражают интересы определенных групп предпринимателей.

Ранее в Алжире был опубликован президентский указ, согласно которому все проекты открытия капиталов предприятий (читай – приватизация) отныне должны заранее визироваться главой государства.

Как отметил в этой связи депутат алжирского парламента от левацкой Партии трудящихся, тем самым «глава государства призвал к порядку своего премьера».

10 января министр сельского хозяйства, сельскохозяйственного развития и рыболовства АНДР Абделькадер Буазги сообщил, что в настоящее время Алжир обеспечивает себя продуктами питания на немногим более 70%. Для Алжира – это важный результат, достигнутый в результате крупных инвестиций, сделанных в сельское хозяйство за последние два десятилетия. В настоящее время сельское хозяйство дает Алжиру около 13% ВВП, в нем занято 10,8% трудоспособного населения. С 2000 года площадь обрабатываемых земель выросла с 8,5 млн га до 9 млн га, из них 2 млн га орошаемых земель.

20 января А.Уяхья заявил очевидное, обвинив соседнее Марокко в том, что оно является источником потока гашиша, захваты партий которого происходят в Алжире практически еженедельно. «Что касается Марокко и наркотиков, то этот комментарий исходит не от меня. Весь мир знает, где производится гашиш в Северной Африке. Он поступает к нам не из Афганистана, который слишком далеко от нас», — заявил А.Уяхья на пресс-конференции по итогам заседания Национального совета его партии – Национальное демократическое объединение.

Он же назвал и главного потребителя наркотиков в Алжире – алжирскую молодежь. «Наркотики присутствуют в лицеях и на стадионах», — отметил он. «Если бы решение зависело от меня, я бы ввел смертную казнь в отношении торговцев наркотиками. Не тех, кто торгует граммами, а тех, кто способствует их ввозу в страну», — сказал глава правительства.

Наркотики марокканского происхождения поступают в Алжир через достаточно протяженную границу между двумя странами. Формально она закрыта с 1994 года, но фактически через нее идет поток контрабанды и наркотиков. Согласно официальным данным, в период с 2010 по 2016 год алжирские спецслужбы захватили свыше 500 тонн каннабиса – «мягкого» наркотика. По данным Минобороны Алжира, только в 2017 году было перехвачено около 50 тонн гашиша.

В октябре 2017 г. Марокко отзывало своего посла из Алжира в ответ на заявление глава МИД АНДР Абделькадера Мессахеля, утверждавшего, что марокканские компании, работающие в Африке, «отмывают там деньги от торговли гашишем».

22 января многие самолеты алжирской авиакомпании «Эр Альжери» остались на земле из-за внезапной забастовки, к которой прибегнул летный состав (не пилоты). В частности, в тот день ни один самолет не вылетел из столицы страны. Однако акцию не поддержали в городах Аннаба и Оран. В руководстве авиакомпании назвали эту забастовку «незаконной». Это же определение вынесла и алжирская Фемида. По имеющимся данным, участники забастовки потребовали от руководства компании пересмотреть «тарифную сетку зарплат». В свои очередь представители руководства авиакомпании заявили о невозможности увеличить зарплаты без ущерба для ее финансового равновесия. Рейсы других авиакомпаний не отменялись.

23 января полеты самолетов «Эр Альжери» возобновились, что летный состав предупредил о возможности новой забастовки.

26 января Министерство национальной обороны Алжира объявило об уничтожении на востоке страны 7 «опасных» террористов. Антитеррористическая операция была организована в регионе Шешар в провинции Хеншелла (550 км к юго-востоку от Алжира). В коммюнике ведомства отмечалось, что в 2017 году был уничтожен 91 «террорист» — под этим словом в Алжире подразумеваются вооруженные исламисты.

В целом, то и дело возникающие в Алжире протестные движения говорят как о сложной социально-экономической ситуации в стране, так и о повышенном протестном потенциале алжирцев. Все это чревато возможностью массовых выступлений. Как представляется, именно поэтому власти стремятся всеми силами не допустить даже отдельных протестных выступлений, видя в них возможные зародыши более массовых акций.

62.83MB | MySQL:102 | 0,515sec