Фетва как политическая проблема (Заметки о политическом исламе). Часть 1

«Анархия» — так назвал один из арабских комментаторов ситуацию с фетвами в странах распространения ислама. Чтобы ввести читателя в тему, расскажем о трёх историях недавнего времени, которые иллюстрируют эту оценку, и не только её.

3 тысячи фетв, подстрекающих мусульман к разрушению церквей в Египте. 9 апреля 2017 г. в Египте 44 человека погибли и больше 100 получили ранения в результате двух взрывов в церквях христиан-коптов в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). Первый взрыв произошёл в городе Танта в дельте Нила, расположенном примерно в 100 километрах к северу от Каира, в церкви Святого Георгия во время праздничного богослужения: 27 убитых, около 80 раненых. Спустя несколько часов в Александрии в соборе Святого Марка, главном храме коптской церкви, где находится престол патриарха коптов были убиты террористом-смертником 17 человек, включая трёх полицейских-мусульман, охранявших храм и не допустивших террориста-самоубийца внутрь. Эти теракты против христианских церквей и молящихся в них египтян были не первыми и не последними в серии нападений на коптские храмы в Египте.

За десять дней до этого, в конце марта 2017 г. (сравнение дат показывает, что теракты против церквей и находящихся в них христиан могут быть мотивированы содержанием фетв) муфтий Египта Шауки Аллям сообщил, что египетский Дом фетв (араб. Дар аль-Ифтаʼ аль-мисрийя), который мониторит издание экстремистских фетв, отследил издание (не государственными органами, а независимыми от государства исламскими учёными – алимами, или улемами) трёх тысяч фетв, подстрекающих к разрушению христианских церквей[i]. Что характерно, он не дезавуировал эти фетвы или не издал фетву, запрещающую разрушение христианских церквей, а ограничился общим соображением о том, что «ненависть к [религиозным] идеологиям (араб. акаʼид) шариатски отвергаема. Взаимное знакомство между людьми – Божественная формула для осуществления человеческого сосуществования и исключения расхождений и расколов»[ii].

Скандал с «некрофильской» фетвой. В сентябре 2017 г. в Египте разразился скандал. Профессор сравнительного правоведения в университете «Аль-Азхар» Сабри Абд-ар-Рауф издал фетву, разрешающую (араб. халяль) соитие (половой акт) с умершей супругой[iii].

Фетву опубликовала египетская газета «Аль-Яум ас-саби». Профессор-азхарит отказывался от авторства фетвы, но газетчики предъявили её саунд-трек, и авторство этого знатока исламского права де-факто было подтверждено мерами, которые принял египетский «Высший совет организации вещания», который запретил Абд-ар-Рауфу появляться на экранах государственного и частного телевидения и выступать на радио. С особым предупреждением этот государственный орган обратился к «Аль-Азхару», призвав его отрегулировать, точнее не допускать издание фетв, «порочащих исламскую религию, нравственное чувство мусульман, уважение к умершему». «Аль-Азхар», в свою очередь, обязался разобраться со своим профессором, и выяснить, на каких доводах из шариата он эту свою фетву издал. Правда, саму фетву «Аль-Азхар» не дезавуировал.

По ходу широкой общественной дискуссии выяснилось, что издаётся много «странных» фетв: разрешающая молодому мусульманину подсматривать за невестой, моющейся в бане или в душе; о том, что является шахидкой, т.е. попадёт в Рай профессиональная танцовщица, умершая по дороге на работу; разрешающая мусульманину пить пиво и вино – при условии, что пьющий не пьянеет; разрешающая работающей женщине давать находящемуся с ней в одном помещении по работе мужчине отсасывать грудное молоко, чтобы исключить запрещённое шариатом сцеживание молока без пользы (муфтий Египта подтвердил правильность этой фетвы с точки зрения шариата, но подправил её, уточнив, что мужчина должен не отсасывать молоко, а выпивать его из чашки, в которую женщина молоко сцедила); запрещающая супругам полностью оголяться во время полового акта; разрешающая поедать мясо джиннов, воплотившихся в верблюда или овцу; предписывающая уничтожить как идолов Сфинкса и пирамиды[iv]. Известны авторы этих фетв – религиозные учёные из «Аль-Азхара» и салафитские проповедники.

«Комитет великих улемов никогда не издавал фетв, запрещающих саудовским женщинам водить автомобиль». С таким заявлением выступил в сентябре 2017 г. Фахд аль-Маджид, генеральный секретарь Совета великих улемов (араб. Маджлис кибар аль-улямаʼ), высшей государственной религиозной инстанции в Саудовской Аравии, когда было заявлено, что в королевстве женщинам будет разрешено водить автомобиль. Он уточнил: «Ни фетв, ни решений, ни заявлений». И добавил: «[Наличие подобных] фетв у некоторых членов не означает, что Комитет в целом согласен с такой постановкой вопроса». И завершил своё заявление: «Сегодня только Комитету великих улемов принадлежит право издавать фетвы. И никто не имеет права спекулировать по этому или другим вопросам, [по которым есть фетвы Комитета великих улемов]»[v].

[i]               http://www.alarabiya.net/ar/arab-and-world/egypt/2017/04/01/%D9%85%D8%B5%D8%B1-3-%D8%A2%D9%84%D8%A7%D9%81-%D9%81%D8%AA%D9%88%D9%89-%D8%AA%D8%AD%D8%B1%D8%B6-%D8%B9%D9%84%D9%89-%D9%87%D8%AF%D9%85-%D8%A7%D9%84%D9%83%D9%86%D8%A7%D8%A6%D8%B3-.html

[ii]              Там же. Муфтий Египта под «Божественной формулой» подразумевает кораническое выражение «взаимное ознакомление», «ознакомление друг с другом» (араб. таʻаруф).

[iii]             http://www.alarabiya.net/ar/arab-and-world/egypt/2017/09/17/%D9%85%D8%B5%D8%B1-%D8%AA%D9%86%D8%AA%D9%81%D8%B6-%D8%B6%D8%AF-%D9%81%D8%AA%D9%88%D9%89-%D8%A3%D8%AC%D8%A7%D8%B2%D8%AA-%D9%86%D9%83%D8%A7%D8%AD-%D8%A7%D9%84%D8%B2%D9%88%D8%AC%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%AA%D9%88%D9%81%D8%A7%D8%A9-.html

[iv]             http://www.alarabiya.net/ar/arab-and-world/egypt/2017/09/22/شاهد-أغرب-وأطرف-الفتاوى-في-مصر-ومن-قالها.html

[v]              http://www.alarabiya.net/ar/saudi-today/2017/09/27/-كبار-العلماء-لم-نصدر-فتاوى-سابقة-تحرم-قيادة-المرأة.html

52.32MB | MySQL:108 | 0,462sec