Россия и Саудовская Аравия: энергетическое сотрудничество в двустороннем и многостороннем форматах. Часть 2

14 февраля с.г. в Эр-Рияде прошел 8-й симпозиум по перспективам энергетики с участием представителей Международного энергетического агентства (МЭА), Международного энергетического форума (МЭФ) и Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Статистические данные МЭА и ОПЕК часто расходятся. Энергетические прогнозы предполагают альтернативные сценарии будущего, что обусловлено разными расчетами и методологиями, которые используются для оценки спроса и предложения на рынке. Цель мероприятия – обменяться взглядами в подходах и выводах.

В церемонии открытия симпозиума МЭА – МЭФ – ОПЕК приняли участие министр энергетики России А.В.Новак, министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Х.аль-Фалих, министр энергетики, горнодобывающей промышленности и устойчивого развития Марокко А.Рабах, генеральный секретарь МЭФ С.Сяньшэн, директор по энергетическим рынкам и безопасности МЭА К.Садамори, генеральный секретарь ОПЕК М.Баркиндо. Последний отметил, что значительная доля внимания мировой общественности в последнее время была прикована к развитию событий вокруг Декларации о сотрудничестве (соглашения в формате ОПЕК+) и ее краткосрочном влиянии на динамику мирового нефтяного рынка. Однако, по словам М.Баркинло, не стоит забывать и о важности долгосрочного прогнозирования. «Безусловно, наша отрасль по определению обладает долгим циклом и зависит от больших объемов долгосрочных инвестиций в НИОКР, разведку и добычу, что определяет ее будущее как надежного поставщика нефти потребителям по всему миру»[i], – заявил он.

Со своей стороны, А.В.Новак подчеркнул, что мир находится на пороге фундаментального преобразования мировой энергетики. В качестве примера главой ведомства был уместно приведен процесс трансформация добычи. Появились новые, более дешевые и быстрые способы разработки месторождений, в том числе сланцевой нефти. Себестоимость добычи существенно снизилась. Сланцевая нефть стала еще одним балансирующим фактором на рынке, так как этот источник энергии может реагировать на изменение конъюнктуры в течение 3–9 месяцев, а не 3–5 лет, как было раньше.

Еще одним важным фактором стала скорость внедрения возобновляемых источников энергии. Еще 15 лет назад невозможно было предположить столь быстрый рост мощностей на возобновляемых источниках энергии и то, что объем ежегодных инвестиций в альтернативную энергетику превысит инвестиции в генерацию на традиционных источниках. Углеводородная энергетика обладает огромным потенциалом цифровизации своих процессов, гибкой подстройки под нужды потребителей. Удельный вес углеводородов, безусловно, будет снижаться, но с учетом роста населения, автопарка, спроса на энергию, абсолютное потребление продолжит расти. В перспективе необходимо будет найти разумный баланс между традиционной и новой энергетикой.

По прогнозам, к 2040 году мировая экономика вырастет примерно в два раза по отношению к сегодняшнему уровню, при этом потребление энергии увеличится всего на 30%. Вместе с тем спрос на электроэнергию будет стремительно расти.

Наиболее радикальные изменения, способные перекроить весь глобальный энергетический ландшафт, сулит информатизация всех процессов в энергетике. Появление искусственного интеллекта, развитие новых технологий «умных» городов, «умных» сетей – это одно из основных направлений развития сегодняшней энергетики. 15 февраля с.г., выступая на панельной сессии «Интеллектуальная энергетика: вызовы и стратегия» в рамках Российского инвестиционного форума «Сочи-2018», А.В.Новак отметил, что за последние 10 лет стремительно выросла скорость проникновения новых технологий, в том числе в энергетику. Себестоимость сенсоров за 8 лет уменьшилась в 1 тыс. раз, смартфоны подешевели почти в 50 раз, а солнечная энергия – в 500 раз за последние несколько десятилетий. Все это сильно меняет возможности развития экономики и технологий. Было отмечено, что российские компания преследуют те же цели, что и другие технологичные компании, – повышение эффективности, снижение себестоимости. Растет конкуренция, в том числе на рынке нефтепродуктов. В перспективе в энергетике будут наблюдаться тренды, характерные для других отраслей, – вложение в искусственный интеллект, роботизация, внедрение различных гаджетов. В нефтяной отрасли создаются системы управления добычей, производством, логистикой, сбытом. Роботизация систем бурения дает экономию до 40 дней в году на одну буровую установку.

По мнению министра, цифровизация может повлечь увеличение извлекаемых запасов как минимум на 5% и снижение себестоимости от 10 до 20%. «В электроэнергетике мы говорим о внедрении “умных” сетей, цифровых подстанций. Эти технологии дают существенное снижение потерь и аварийности, повышение эффективности»[ii], – сообщил он.

[i]Introductory Remarks by OPEC Secretary General // Официальный сайт Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК). URL: http://www.opec.org/opec_web/en/press_room/4837.htm

[ii]Александр Новак принял участие в работе XVII Российского инвестиционного форума «Сочи-2018» // Официальный сайт Министерства энергетики России, 15.02.2018. URL: https://minenergo.gov.ru/node/10578

52.18MB | MySQL:103 | 0,493sec