Если завтра война: кого выберет Россия в случае открытого ирано-израильского противостояния

На фоне сохраняющегося высокого уровня напряженности между Иерусалимом и Тегераном, вылившегося в инциденты в районе израильских северных границ, продолжает расти давление на Россию, вынуждающее её дать четкий ответ на простой вопрос, кого из двух партнеров она предпочтет в случае их открытого столкновения. Для любого внешнеполитического ведомства в целом, а для российского МИД, склонного поддерживать имидж равноудаленности от всех потенциально влиятельных региональных игроков, в частности четкий ответ в таком случае кажется, как минимум, некорректным. И если в Москве он с высокой долей вероятности никогда бы не прозвучал, то российские дипломаты, работающие в посольстве в Тель-Авиве позволили себе предположить, каким будет гипотетический сценарий развития событий в случае столкновения между Израилем и Ираном.

В середине минувшей недели на страницах израильского электронного издания Times of Israel появилось интервью заместителя посла России в Израиле Леонида Фролова, в котором он сообщил, что выбор будет сделан в пользу израильтян. Такой подход дипломат мотивировал следующими соображениями: «Многие наши соотечественники живут здесь в Израиле, и Израиль в целом дружелюбная страна, и, таким образом, мы не позволим никакую агрессию против Израиля». Потом, разумеется, он добавил, что у Москвы есть сомнения в том, что сбитый Израилем беспилотник, обломок которого премьер-министр Б.Нетаньяху демонстрировал в воскресенье в Мюнхене, действительно принадлежит Ирану. Мало того, дипломат предположил, а не выгодно ли столкновение Израиля и Ирана какой-либо третьей силе, ведь, вновь цитируя Л.Фролова: «можно во многом обвинять иранцев, но они не так глупы».

Любопытно, что для российского информационного пространства эта новость оставалась в тени где-то до конца прошлой — начала текущей недели, когда вдруг за несколько часов о бескомпромиссном предпочтении РФ не написали все ведущие, да и второстепенные издания, присутствующие на медиа-просторах. Случившееся напомнило историю с заявлением посла РФ в Израиле Александра Шеина после иерусалимской декларации президента США Д.Трампа, когда он без возмущений и бурных рассуждений об американской неправоте сообщил, что Россия не исключает переноса своей дипломатической миссии в Западный Иерусалим, когда все спорные моменты будут решены. Тогда, равно как и теперь, первыми об этом написали израильтяне. Они же первыми заметили еще апрельский комментарий Департамента информации и печати МИД РФ, в котором признавалась законность израильских притязаний хотя бы на часть Иерусалима.

Оставляя за рамками вопрос о том, почему Москва старательно скрывает свой подход к палестинской проблеме, а посольство России в Тель-Авиве превратилось толи в рупор, толи в независимую дипломатическую вотчину, сосредоточимся на том, что именно сегодня ждут от страны, действительно получившей весомую роль в ближневосточных делах. Понятно, что главное ожидание от поведения Кремля – переход к действиям. К этому Россию призывают все, включая израильскую прессу, хотя уже далеко не всегда пытаясь заискивать, а наоборот, намекая на проблемы. К примеру, в субботу, обозвав Иран созданным Москвой «исламским Франкенштейном» о необходимости сделать решительные шаги написал в израильской Arutz Sheva колумнист М.Ланфан. При этом исходил он уже не из позиции силы Кремля, а его слабости и перспективы увязания в сирийском конфликте на фоне внутренних проблем в своей стране.

В России таким рекомендациям следуют, судя по всему, лишь частично, действительно понимая риски от прямого столкновения, но предпочитая не действовать против Ирана, а сдерживать Израиль. Так, относительно инцидента с иранским дроном было сделано предположение, согласно которому Иерусалим уже был готов начать масштабную операцию, но отступил от своих намерений под давлением Москвы, но в Израиле с этой теорией согласились лишь частично.

Американская еврейская организация Israel Policy Forum в четверг связалась для комментария с исполнительным директором Института изучения национальной безопасности (INSS), в прошлом возглавлявшим управление планирования ЦАХАЛа У.Декелем. В этой беседе эксперт сообщил, что решение остановиться было все же принято Израилем с тем, чтобы посмотреть, какой будет реакция других игроков, однако, вмешательство России с просьбой прекратить эскалацию, названное им «интервенцией русских», он все же упомянул отдельно. В сказанном У.Декелем обращает на себя внимание еще один акцент, касающийся роли стран Персидского залива во всем происходящем. Они, по словам эксперта, ждут, что Израиль «выполнит миссию за них».

В целом формальной позицией Москвы по-прежнему остается призыв если не к миру, то хотя бы к отсутствию открытой войны, что в случае с ближневосточной реальностью традиционно не одно и то же. В понедельник на открытии заседания дискуссионного клуба «Валдай» глава МИД РФ. С.В.Лавров заявил, что страна по-прежнему намерена соблюдать баланс между Тегераном и Иерусалимом. По словам министра: «мы не приемлем заявления о том, что Израиль как сионистское образование должен быть уничтожен…Точно так же мы не согласны с тем, что предпринимаются попытки любую региональную проблему рассматривать через призму задачи борьбы с Ираном». Это заявление российские СМИ восприняли как ответ на выступление представителей Ирана и Израиля в Мюнхене, хотя в некоторой степени это и серьезная корректировка к тому, что так четко артикулировало российское посольство в Тель-Авиве.

Невмешательство, тактика, безусловно, способная на время обеспечить затишье на ближневосточном направлении, однако, четкая формулировка, пусть и оставляющая за бортом кого-то из важных партнеров, в перспективе помогла бы больше. Мало того, из сказанного С.В.Лавровым следует, что интересы двух региональных игроков не равны: Израиль имеет право существовать, в то время как Иран – реализовывать свои национальные интересы. Это предположение говорит о расположенности Москвы уже далеко не в пользу первого. Вот почему в Израиле прислушиваются, но не исключают возможности решать свои проблемы самостоятельно.

62.56MB | MySQL:102 | 0,585sec