Обзор продовольственной помощи Сирии: февраль 2018 г.

По мере налаживания ситуации в сфере безопасности в значительной части сирийских провинций, перешедших под контроль правительства и курдов, расширяются возможности международных гуманитарных организаций по оказанию срочной помощи населению. В частности, Всемирная продовольственная программа ООН (ВПП) смогла в начале 2018 года запустить свой первый долгосрочный, стратегический план содействия Сирии, который впервые консолидирует в едином рамочном документе все ранее ведущиеся разрозненные операции ВПП в Сирии, в том числе специальные проекты по линии логистического и телекоммуникационного кластера (например, налаживание устойчивого канала помощи и связи для блокированных в результате конфликта регионов). План устремлен в будущее и рассчитан на ликвидацию голода и помощь сирийцам в достижении глобальных Целей устойчивого развития в части мандата этого ооновского агентства.

На февраль текущего года ВПП отчиталась о своих достижениях: в течение 2017 года удалось довести число бенефициаров продовольственной помощи в Сирии в среднем ежемесячно до 3,74 млн человек и расширить географически оказание помощи, охватив таким образом все 14 провинций Сирии. Цифры, конечно, варьировались из месяца в месяц. По итогам января 2018 года, например, помощь получили почти 2.5 млн сирийцев в 11 провинциях. Основной пакет продовольственной помощи для сирийских семей включает набор состоящий из риса, пшеницы, бобовых, растительного масла и пр. с общей энергетической ценностью 1500 килокалорий на человека. Одновременно, в последние месяцы ВПП ООН расширила и планирует еще более расширить виды содействия, связанные с созданием устойчивого дохода и восстановлением жизнедеятельности и инфраструктуры малых и семейных хозяйств, как в сельских регионах, так и в городских.  Главная задача этих комплексных усилий – обеспечить сирийцам устойчивый и регулярный доход и занятость.

Важная роль в проектах ВПП в Сирии уделяется женскому фактору: c учетом реалий военного времени и соответственно значительно возросшей роли женщин в управлении домашним хозяйством, были разработаны специальные программы, направленные на вовлечение женщин в различные проекты, например, по восстановлению предприятий производства меда, cадоводческих предприятий и пр. В общем, участие сирийских женщин в проектах ВПП достигло 45%.

Важный компонент нового стратегического плана ВПП ООН для Сирии – интервенции с сфере питания для решения проблем отдельных, наиболее уязвимых групп населения.  В частности, речь идет о специальном питании для детей в возрасте 6-23 месяца, страдающих острым недоеданием и микронутриентной недостаточностью, а также об обеспечении здоровым питанием испытывающих недоедание кормящих матерей и беременных женщин.

Другим важным элементом продовольственных программ ВПП в Сирии является программа школьных завтраков для младших классов в целях повышения статистики посещаемости школ, особенно в районах с высокой концентрацией внутренне перемещенных лиц. Кроме того, в рамках проекта разработаны специальные программы для дистанционного, внеклассного обучения школьников в тех районах Cирии, где условия безопасности пока не позволяют делать это в регулярном формате.

Важным залогом успехов программ продовольственной помощи ВПП ООН является тесная координация работы с другими профильными организациями ООН и партнерами на местах, помогающими в реализации этого масштабного проекта. По состоянию на февраль 2018 года, ВПП работает в Сирии в сотрудничестве с 52 партнерскими организациями.

Разумеется, несмотря на достигнутые успехи, имеется целый комплекс препятствий, затрудняющих работу гуманитарной продовольственной миссии в Сирии.

Во-первых, в контексте активизации вооруженных действий в курдском анклаве Африн и в провинции Идлиб доступ туда гуманитарных организаций ООН по объективным причинам существенно ограничен. Несмотря на эти ограничения, в январе с.г. ВПП удалось оказать оперативное содействие «готовыми продовольственными наборами», которые были розданы 120 тысячам внутренне перемещенных лиц в провинции Идлиб. В то же время, c середины декабря новая группа внутренне перемещенных лиц в результате вооруженных действий Дамаска против террористов «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в России) и других группировок в Идлибе достигла 270 тысяч и отсутствие регулярного продовольственного обеспечения является здесь серьезной проблемой.

Также недавно ВПП ООН была вынуждена приостановить оказание помощи населению северо-восточной Сирии, которая находится под контролем курдских властей в связи с возникшими между Дамаском и курдами разногласиями по поводу аккредитации ряда неправительственных организаций, занимающихся поставкой продовольственной помощи. В результате под ударом оказалось оказание помощи более 300 тысяч человек в провинциях Хасеке, Ракка и Дейр эз-Зор (районы под курдским контролем).

Кроме того, несмотря на тесную координацию своей деятельности с официальным Дамаском (как того требуют незыблемые принципы гуманитарного содействия), ВПП поставляет почти 30% своей продовольственной помощи через трансграничные операции из Иордании и Турции. Недавнее решение ООН о возобновлении такого рода гуманитарных поставок не было блокировано (в том числе на него согласилась и России с определенными оговорками), но очевидно, что для Дамаска вопрос этот остается чувствительным и накладывает некую нервозность на взаимоотношения с ВПП ООН.

В целом, деятельность ВПП ООН в Сирии покрывает лишь треть от имеющихся потребностей: по всей стране сегодня 10.5 млн сирийцев нуждаются в продовольственном содействии. Разумеется, в рамках своего мандата ВПП охватывает самые уязвимые категории населения. Для сохранения продовольственной поддержки ВПП на аналогичном уровне в течение ближайшего года, агентству понадобится 796 млн долларов донорских взносов. Понятно также, что главная ответственность за обеспечение продовольственной помощью сирийского населения лежит на правительстве, других национальных структурах и социальных фондах. Также активно на этом направлении работают в двустороннем формате гуманитарные миссии союзников Дамаска, прежде всего России и Ирана. В этом контексте интересно посмотреть, как по ходу динамично меняющейся политической ситуации в Сирии и расклада сил между различными военно-политическими блоками будет эволюционировать механизм обеспечения гуманитарной продовольственной помощи сирийскому населению.

Накануне предстоящей в Брюсселе очередной донорской конференции по реконструкции Сирии усилились рассуждения и дебаты на тему того, каковой будет цена восстановления этой страны после завершения военного конфликта. На прошлой конференции аналогичного формата в европейской столице удалось привлечь почти 6 млрд долларов инвестиций и грантов. С тех пор в сирийской экономике к лучшему изменилось не многое. Ясно одно – несмотря на призывы доноров и международных организаций переключиться с чисто гуманитарной помощи Сирии к инвестициям в области устойчивого развития, на нынешнем этапе решение гуманитарных проблем продолжает оставаться доминирующим вектором. А продовольственная помощь – играть на этом направлении важнейшую роль

52.19MB | MySQL:103 | 0,584sec