О кандидатах на пост премьер-министра ПНА

На освободившееся кресло премьер-министра после ухода в отставку Ахмеда Куреи палестинские аналитики «выдвигают» двух кандидатов – Исмаила Абу-Ханию и Саляма Файяда. Первый – возглавлял партийный список ХАМАС на только что прошедших выборах в Законодательное собрание (палестинский парламент). Второй – был первым номером в списке «Третьего пути» – партии, поставившей целью «модернизировать палестинское общество».

* * *

С конца 80-х годов Исмаил Абу-Хания был ближайшим помощником и доверенным лицом духовного лидера ХАМАС шейха Ахмада Ясина. После его смерти в марте 2004 года стал помощником Абдель Азиза Рантиси.

Последний был ликвидирован израильскими военными в апреле того же года. Хания признался тогда: «Все мы мечтаем стать шахидами». Тогда же он обещал устроить Израилю «настоящее землетрясение». Однако недавно, сориентировавшись в политической ситуации, он начал выступать с иными декларациями, заявляя, что «готов к мирному урегулированию конфликта».

Сегодня Хания входит в число пяти наиболее влиятельных лидеров ХАМАС в секторе Газа. Формально он является первым заместителем лидера движения Махмуда аз-Захара и «спикером» этой структуры. В течение последних лет интервью с ним неоднократно публиковали ведущие средства массовой информации.

В 1996 году за организацию террористических актов он был объявлен в розыск израильскими спецслужбами. В сентябре 2003-го находился рядом с Ясином, когда его дом был атакован израильскими ВВС. Тогда шейх и Хания были лишь легко ранены.

После ликвидации Ясина и Рантиси он был одним из реальных претендентов на пост лидера ХАМАС в секторе Газа. Однако без шейха ему не удалось консолидировать вокруг себя большинство активистов движения в Газе.

Хания, как, впрочем, и другие лидеры ХАМАС, не ожидали столь оглушительной победы на парламентских выборах. Теперь их речи стали куда более осторожными, возможно, потому, что они понимают, что все их речи внимательно слушают в Европе и США.

Он, в частности, призвал все страны региона и международное сообщество уважать волю и выбор палестинского народа. «Американская и европейская администрации должны, прежде всего, оказать давление на сионистских оккупантов, а не на оккупированный и изгнанный палестинский народ», — заявил Хания.

В интервью радиостанции сектора Газа он сказал: «ХАМАС не будет действовать или принимать какие-либо решения в одиночку. За каждым нашим шагом или решением будет стоять весь палестинский народ».

Отвечая на вопросы об отношениях с Израилем, Хания пообещал, что ХАМАС продолжит придерживаться своих основных принципов — освобождения Иерусалима, прекращения оккупации и возвращения палестинских беженцев.

Говоря о прошедших выборах, он заявил: «Было соперничество между ХАМАС и ФАТХ, и народ сделал свой выбор. У нас у всех есть общие цели в борьбе против израильской оккупации и в общественной жизни. Мы хотим сотрудничать с ФАТХ и другими палестинскими движениями — при условии, что придем к согласию относительно характера сопротивления Израилю. Мы исключаем возможность отставки Махмуда Аббаса, поскольку именно он сумел успешно провести эти выборы. Отношения между ХАМАС и Аббасом строятся на взаимном уважении, несмотря на некоторые различия в политических позициях».

По его мнению, выборы всего лишь первый шаг к общей цели — созданию палестинского государства. Хания, которого считают лидером умеренного крыла ХАМАС, в своих заявлениях отказался обсуждать вопрос о прекращении или продолжении вооруженной борьбы против Израиля.

* * *

Салям Файяд – родился в 1952-м году в деревне Дир аль-Гасун, что около Туль-Карема.

Окончил Американский университет в Бейруте, дипломированный инженер-строитель. После учебы в Ливане отправился в США (кстати, у него американский паспорт), где изучал экономику в Техасском университете.

В 1987-1995 годах работал представителем Палестины в штаб-квартире Всемирного банка в Вашингтоне. С 1996 по 2001 год являлся представителем Международного Валютного Фонда в палестинской администрации. В 2001-м году стал руководителем отделения Арабского банка на Западном берегу Иордана (Иудея и Самария).

В июне 2002 года вошел в состав правительства Ясира Арафата в качестве министра финансов. Весной 2003 года остался в том же качестве в правительстве Махмуда Аббаса.. Осенью того же года вновь был назначен министром финансов – уже в правительстве Ахмеда Куреи.

В феврале 2003 года Арафат пытался выдвинуть его на пост премьер-министра. Однако кандидатура Файяда не получила поддержки не только среди ветеранов ФАТХ и Организации освобождения Палестины (ООП), но и в США.

В израильской прессе Файяда зачастую именовали «финансистом Арафата», кем он, по сути, и являлся. После смерти палестинца №1 и прихода к власти Аббаса Файяд оказался одним из немногих членов правительства, сохранивших свой пост – пост министра финансов.

Одетый в безупречный костюм руководителя «эпохи глобализации», Файяд внушает доверие иностранным руководителям. Имеет неконфликтные отношения как с ХАМАС, так и с ФАТХ.

Его слова звучат непривычно: «Мы должны научиться работать рационально, экономить. Нам нужно переориентировать свои приоритеты на удовлетворение запросов людей». Или: «Каждое должностное лицо должно знать свои полномочия и свои цели. Если чиновник не может их достичь, его следует уволить». Не скрывая, что израильская оккупация является главной помехой в развитии палестинских территорий, он считает необходимым, чтобы палестинцы взяли свою судьбу в собственные руки: «Не нужно искать оправданий. Сохранять существующее положение – значит, обрекать себя на поражение, на настоящую катастрофу».

Файяд хорошо известен в деловых кругах арабских стран и на Западе. Его считают умеренным политическим деятелем, способным навести порядок в автономии и обуздать коррупцию.

Он ушел в отставку в ноябре 2005 года, чтобы принять участие в выборах в Законодательное собрание Палестины.

Файяд, как отмечают палестинские журналисты, большой любитель анекдотов, многие из которых придумывает сам. Вот один из них.

Во время осады израильтян, он оказался вместе с Арафатом в резиденции Муката. Все, кто находился в доме, спали в одной комнате. Было жарко, и «осажденные» включали мощный кондиционер.

Проснувшись ночью, Арафат почувствовал, что замерз и выключил его при помощи пульта. Через некоторое время проснулся один из его помощников и снова включил кондиционер. Ситуация повторялась неоднократно, и тогда Арафат взят пульт и спрятал его у себя под подушкой. «Какова мораль?» — спросил Файяд у своего собеседника. Тот ответил: «Командует Арафат». «Неправильно. Это значит, что Арафат никому не доверяет».

* * *

Вместе с тем, израильские аналитики предупреждают, что мир не должен дать себя обмануть. Вне зависимости от того, кто встанет во главе нового палестинского правительства, править балом будет… ХАМАС.

53MB | MySQL:103 | 0,457sec