К предстоящему визиту наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана в Великобританию и США, на фоне отказа от остановки в Париже

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман нанесет визит в Великобританию 7 марта и встретится с премьер-министром страны Терезой Мэй. Об этом во вторник говорится в заявлении представителя премьера, поступившем в ТАСС. «В продолжение недавней поездки премьер-министра в Саудовскую Аравию нынешний визит откроет новую эру в двусторонних отношениях, ориентированных на партнерство, которое принесет большие выгоды как Соединенному Королевству, так и Королевству Саудовская Аравия. Мы будем укреплять наше сотрудничество в решении международных проблем, таких как борьба с терроризмом, экстремизмом, урегулирование конфликта и гуманитарного кризиса в Йемене, а также других региональные проблем, в частности, в Ираке и Сирии», — говорится в заявлении. Отмечается, что одной из тем повестки визита станет обсуждение британского участия в саудовской программе реформ по либерализации общественной жизни «Видение-2030», в частности, в сфере образования и здравоохранения. «Партнерство между Великобританией и Саудовской Аравией уже помогает сделать обе наши страны более безопасными посредством обмена разведывательной информацией, — приводится в сообщении высказывание Терезы Мэй накануне визита наследного принца. — Оно также укрепилось благодаря тысячам рабочих мест, созданных в Великобритании, и большим возможностям для британских компаний в Саудовской Аравии». В данном случае отметим, что этому визиту придавать большого значения не стоит. Это в большей степени техническая остановка перед посещением принца  США, итогам которого собственно и придается основное значение. Переговоры в Лондоне в большей степени носят формальный характер, поскольку есть две темы, по котором стороны взаимопонимания не нашли. Это размещение IPO саудовской государственной нефтяной компании «Арамко» не на Лондонской, а на Нью-Йорской бирже, а также резкое неприятие со стороны Лондона попыток Вашингтона подвергнуть ревизии сделку по иранской ядерной программе (ИЯП). А это рассматривается Эр-Риядом как безусловная игра на иранский интерес. В этой связи больших прорывных итогов от этого визита ожидать не стоит.

Что совершенно не относится к тем итогам, которые запланировал Мухаммед бен Сальман от своих переговоров в США. Там запланирована очень обширная программа консультаций. Помимо встречи с президентом Дональдом Трампом и его советниками, наследный принц, который также является министром обороны, должен встретиться со своим американским коллегой Джеймсом Мэттисом и главными руководителями разведок США, включая главу ЦРУ Майка Помпео, и Майка Роджерса, уходящего руководителя АНБ. В саудовскую делегацию войдет Халед бен Али аль-Хумейдан, глава Управления общей разведки (УОР)  и  Генерального директората разведки (GIP). Помимо обсуждения острых региональных вопросов, таких как Йемен, Сирия, Иран и Египет, предполагается закрепление параметров двустороннего стратегического оборонного партнерства. В этой связи в саудовской делегации также будут присутствовать  глава главной структуры Саудовской Аравии, которая теперь является головной по вопросам ВТС, SAMI Ахмеда аль-Хатыба, а также главы государственного инвестиционного фонда Ясира аль-Румайяна. Подразумевается, что в рамках визита будут заключены контракты с рядом ведущих американских компаний в области авиации  «Боинг», «Локхид Мартин», «Райтеон» и «Дженерал дайнэмикс». По крайней мере, общие черты таких конртактов были уже согласованы о время недавно прошедшей в КСА авиационной выставки AFED. Одной из главных задач визита   Мухаммеда бен Сальмана является презентация своей программы  Vision 2030 с целью привлечения иностранных инвестиций в область развития новых технологий, строительства городов и инфраструктуры, а также сферы  развлечений (американская фирма Endeavour).

Обратим внимание на то, что, скорее всего, в последний момент наследный принц отказался от остановки в Париже, что связано «с отсутствием должных сигналов от французской стороны в отношении сделки по ИЯП». От себя добавим, и по причине  резкого улучшения двусторонних французко-катарских контактов в области ВТС.  При этом отметим, что министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан во время своего визита в Москву попытался как-то смягчить это противоречие, заявив, что «сделка по ИЯП не подлежит ревизии, но ракетная программа ИРИ нуждается в обсуждении». Видимо, это было расценено в Эр-Рияде как «недостаточная артикуляция». К тому же в Париже наследному принцу предполагалось дать гораздо более холодный прием, нежели   чем в Вашингтоне. Тем более, что во Франции усиливается критика в отношении объема французских материальных средств и разведывательной помощи, которая была оказана в связи с вмешательством Саудовской Аравии в Йемен, в то время как в обмен на это никаких крупных контрактов в области ВТС французские компании в КСА не получили. По нашим данным, таких прорывных решений со стороны Эр-Рияда в ближайшей перспективе не ожидается. Пока продолжается обсуждение подписание контракта на строительство французами трех патрульных катеров для ВМФ КСА. Переговоры с «Арианспейс» о сотрудничестве в области космических технологий пока идут с неоднозначным прогрессом.  Гостиничная группа Accor уже несколько месяцев ведет переговоры с ФПИ КСА в отношении строительства отелей в КСА и участии в строительстве «умного» города, который амбициозный наследный принц вознамерился построить на берегу Красного моря. На эту же тему ведет переговоры с ФПИ и французская компания Engie, которая специализируется на строительстве инфраструктуры коммунальных услуг. Но все эти гипотетические пока контракты не идут ни в какое сравнение с «американским» объемом. При этом Эр-Рияд четко подчеркивает, что прорыв в этом направлении возможен только при условии налаживания «стратегического партнерства» с Парижем. То есть трансформации его позиции на иранском и катарском направлениях, что, по оценке ряда экспертов, сейчас мало реально.

52.2MB | MySQL:103 | 0,484sec