Гуманитарный кризис в Ливане: перспективы донорского финансирования в 2018 году

Итоги 2017 года с точки зрения адекватного ресурсного обеспечения гуманитарных потребностей Ливана оказались неудовлетворительными. Об этом в конце февраля отчиталось Управление по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), по данным которого гуманитарный призыв ООН за прошлый год был удовлетворен менее чем наполовину – доноры выделили агентствам ООН и их партнерским неправительственным организациям в Ливане 1.24 млрд долларов США в рамках Плана кризисного реагирования, что составило 45% бюджета всего гуманитарного призыва. В целом же, финансирование международных программ содействия Ливану в 2017 году (включая двусторонние донорские каналы) составило 1.68 млрд долларов.

Нужно сказать, что данные достаточно противоречивые. С одной стороны, 45% от потребностей гуманитарного призыва – показатель скромный, особенно на фоне соседних Ирака и Йемена, где доноры выделяли в последние годы ресурсы на покрытие 70-80% всех гуманитарных потребностей. С другой стороны – ситуации нельзя сравнивать. Во-первых, в силу объективных показателей развития и устойчивости ливанской политической и экономической системы по сравнению с другими крупными гуманитарными очагами в регионе, c преобладанием вооруженных конфликтов и пр. Во-вторых, степень донорской поддержки во многом обусловлена политическими приоритетами ведущих доноров, а Ливан сегодня с учетом шиитского фактора и неоднозначной роли в сирийском конфликте находится на особом счету. Во многом схожая гуманитарная ситуация в Иордании (где фактор сирийских беженцев также является главным источником гуманитарного кризиса) воспринимается западными партнерами в совершенно ином ракурсе и пользуется твердой и регулярной финансовой поддержкой доноров, причем в том числе и региональных соседей, таких как ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт. На последнюю группу доноров Ливану в нынешних условиях рассчитывать не приходится.

При этом, перспективы на 2018 год складываются довольно тревожные. В отличие от той же Иордании, где благодаря регулярной финансовой поддержке доноров ситуация стала выправляться и наметилась устойчивая тенденция постепенного интегрирования сирийских беженцев в местные общины. При этом Амман извлекает очевидные преимущества из этого процесса, мобилизуя дополнительную рабочую силу, чье социальное обеспечение частично взяли на себя доноры и международные финансовые институты, развернувшие в этой стране инновационные механизмы социальной защиты, в том числе по линии образовательного сектора. В Ливан происходит обратный процесс и гуманитарные потребности как сирийских беженцев, так и местного населения последовательно растут. В частности, 76% семей сирийских беженцев сегодня живут за чертой бедности, а более 50%  в условиях экстремальной бедности. При этом за чертой бедности находится также 1.5 млн ливанцев, а это составляет 25% всего населения Ливана (включая беженцев).

То, что гуманитарная cоставляющая в 2018 году будет успешно продолжена и необходимое финансирование получено, в принципе, сомневаться не приходится. Отчитываясь по итогам прошлого года, резидент-координатор ООН в Ливане Ф.Лазарини отметил, что благодаря поддержке и солидарности доноров, удалось, в частности, обеспечить доступ к чистой питьевой воде для 1.3 млн человек, доступ к продовольственному обеспечению на базе местных рынков и производств для 870 тысяч человек, а также добиться увеличения  показателей посещаемости государственных школ на 400 тысяч человек. Эти базовые проекты должны быть продолжены в нынешнем году.

Согласно плану чрезвычайного реагирования ООН для Ливана на 2018 год, общий бюджет в рамках гуманитарного призыва составит 2.6 млрд долларов. План предполагает оказание прямой гуманитарной помощи и обеспечение защиты 1.9 млн человек (самая уязвимая группа), а также предоставление базовых услуг (медицина, продовольствие, образование) для 2.2 млн человек. Кроме того, в рамках гуманитарного призыва запланированы инвестиции в экономику и инфраструктуру. Пока, по состоянию на начало года в донорской копилке ООН для Ливана имеется 650 млн долларов США, что позволяет обеспечить непрерывность операций на нынешнем этапе. Однако для устойчивой работы на протяжении всего 2018 года этого явно недостаточно, что осложняет планирование.

Думается, в ливанском контексте, многократно возрастает актуальность предсказуемого, регулярного финансирования ливанской гуманитарной операции в 2018 году, без провалов и задержек. Но более важно получить гарантии от доноров о намерении финансировать долгосрочные проекты в Ливане, нацеленные не просто на чрезвычайное содействие, но и устойчивое развитие и реконструкцию экономики. Таких гарантий доноры на себя брать пока не готовы. Факторов несколько, включая общий кризис финансирования на цели развития, а также неопределенность развития внутриполитической ситуации в самом Ливане.

Логичным было бы подумать о проведении глобальной международной донорской конференции по Ливану – такого рода тематические мероприятия обычно служат удобной площадкой для мобилизации ресурсов от партнеров на гуманитарные цели. Но не всегда эффект положительный и такие донорские конференции зачастую не достигают целей организаторов. Однако, какую-то часть донорских средств такие мероприятия все же могут мобилизовать. Тем не менее, ливанское правительство пока не спешит анонсировать проведение донорской конференции, хотя по некоторым ранним комментариям можно было судить о достаточно амбициозных планах Бейрута провести в текущем году целую линейку международных мероприятий с участием доноров, в том числе крупных международных конференций в Риме и Париже. Ситуацию в конце февраля прояснил министр финансов Ливана, отметивший, что до утверждения национального бюджета на 2018 год созыв таких мероприятий представляется бессмысленным, поскольку доноры и инвесторы ожидают от правительства четких сигналов о начале кардинальных экономических реформ, что станет предусловием для новых финансовых обязательств доноров, особенно по линии глобальных финансовых институтов. Ожидается, что к середине марта ливанский парламент все-таки сможет договориться по основным параметрам бюджета и утвердить его, что произойдет впервые после 2005 года. В любом случае, поставлена задача одобрения бюджета-2018 до намеченных на май с.г. парламентских выборов, иначе процесс грозит вновь затянуться и сдвинуться на неопределенный срок. В том числе в контексте возможных политических пертурбаций после парламентских выборов, которые станут первыми с 2009 года в силу непрекращающихся политических кризисов. Нужно сказать, что в силу шаткости внутриполитического баланса регулярная донорская подпитка именно в первой половине 2018 года ливанским властям крайне необходима.

В то же время, накануне парламентских выборов популистская риторика в правящих кругах резко возрастает, в том числе на тему возможного национального плана по репатриации сирийских беженцев. Дискуссия достаточно рискованная, поскольку грозит отпугнуть потенциальных доноров, не заинтересованных в таком повороте событий. Причем опасения доноров не напрасны: есть предположения, что даже если правительство не будет лоббировать эту идею, существует угроза ее неформального претворения в жизнь руками «Хизбаллы» и ее сторонников, фактически минуя государственный либо международный (по линии ООН) контроль и мониторинг в этом вопросе. Такого рода попытки уже предпринимались «Хизбаллой» в августе прошлого года.

Следует иметь в виду еще один важный аспект. С учетом того, что в нынешней редакции предлагаемого парламенту бюджета запланировано его общее сокращение на 20% (в целях сдерживания роста государственного долга, который один из самых высоких в мире и может в этом году составить 5.3 млрд долларов), ожидать от ливанского правительства дополнительных программ социальной помощи бедным слоям населения и особенно беженцам, не приходится. А это означает, что гуманитарные потребности Ливана в 2018 году будут только расти, равно как и донорская нагрузка.

52.19MB | MySQL:103 | 0,526sec