Вопросы ядерной программы и антикоррупционной кампании на переговорах наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана в США

Уже фактически во время визита наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана в США Эр-Рияд спешно подготовил и принял два интересных закона, что обозреватели связывают прежде всего с попытками облегчить ему обсуждение с американцами двух важных тем. Такая спешка безусловно свидетельствует о том, что наследный принц уже в ходе визита или с самого его начала получает от своих американских партнеров соответствующие сигналы о желательности принятия тех или иных законов для достижения общих положительных итогов предстоящих консультаций. 13 марта саудовский кабинет министров одобрил в ускоренном порядке меморандум об основных направления ядерной политики королевства. Естественно, что «красной нитью» в нем проходят принципы «мирного атома» и соблюдения международного законодательства в этой сфере. То есть, развитие ядерной программы КСА при мониторинге МАГАТЭ. Сами по себе этот меморандум свидетельствует о том, что кронпринц планирует активно обсуждать эту тему в Вашингтоне. КСА является подписантом Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), но  при этом принятый меморандум предусматривает некоторые отличия от аналогичного документа в рамках развития ядерной программы тех же ОАЭ. В отличие от ОАЭ, саудовское видение этой программы подразумевает самостоятельную утилизацию ядерных отходов и развитие национального потенциала в этой сфере. Это кардинальное отличие от уже одобренной на международном уровне эмиратовской программы, которое может вызвать определенные проблемы в рамках предстоящих консультаций наследного принца в Вашингтоне. Работа с отходами теоретически подразумевает возможность получения оружейного плутония.  При этом ОАЭ придерживаются самых строгих стандартов в отношении ядерной энергии, избегая обогащения и переработки внутри страны  двух ключевых аспектов топливного цикла, которые потенциально могут привести к изготовлению ядерной бомбы. При этом Абу-Даби пошло даже на то, чтобы закрепить обязательство отказа от утилизации ядерных отходов на уровне внутреннего законодательства.  В Эр-Рияде же жестко настаивают на том, что утилизация отходов должна происходить на территории королевства. Это обстоятельство, по оценке ряда экспертов, станет основным препятствием на предстоящих переговорах в США. Даже при том условии, что основным партнером в рамках своей ядерной программы Эр-Рияд предполагает сделать именно США. В пользу этого негативного варианта для КСА говорят две основные причины.

  1. Жесткая оппозиция поддержки такого варианта развития ядерной программы КСА со стороны Израиля. Это серьезный аргумент для Д.Трампа с учетом роли его зятя Д.Кушнера при принятии ключевых решений и активизации по этому вопросу в последнее время израильского лобби в Конгрессе. Эта позиция, кстати, является хорошей иллюстрацией того, насколько реально доверяют друг другу Израиль и КСА в рамках нынешней попытки США организовать стратегический альянс между ними. Если это еще как-то будет работать в рамках единого антииранского подхода, то по вопросам наращивания ядерного потенциала КСА и палестинского досье такого альянса не будет. И рассуждения ряда политологов на эту тему, как уже о вопросе практически решенным, пока не имеют под собой оснований. И прошедшую недавно под эгидой Кушнера конференцию по гуманитарной ситуации в секторе Газа, на которой присутствовали помимо саудовцев и остальных арабских эмиссаров, еще и израильтяне, надо расценивать более, как разведку боем со стороны США в рамках разработки нового плана по БВУ, но не как факт достижения такого консенсуса. Такой арабо-израильский альянс мало перспективен в силу совершенно различных позиций арабских стран и Израиля в отношении образования двух государств,  Восточного Иерусалима и темы израильских поселений. Этот тот барьер, за который арабские лидеры без потери внутренней стабильности в своих странах перескочить не могут.

Возвращаясь  к саудовскому ядерному досье и перспективам его поддержки со стороны Вашингтона в нынешней предложенной Эр-Риядом редакции.

  1. Причина, которая будет тормозит положительную для КСА реакцию США по этому вопросу — это возможно скорая отставка главного сторонника такой сделки в США, министра энергетики Рика Перри. Об этом на Капитолии говорят, как о решенном деле. Уход в общем-то дилетанта Перри и его замена на более сведущего в ядерных вопросах специалиста автоматически замедлит переговорный процесс с КСА и стимулирует появление со стороны американцев новых условий и оговорок.

Еще важная уступка, которую сделали в Эр-Рияде в рамках смягчения недоверия американских инвесторов и укрепления переговорных позиций наследного принца, это создание специальной прокуратуры по коррупционным делам, о чем король Сальман объявил 11 марта. То есть, предпринимается некоторая попытка ввести хаотичные попытки молодого и не искушенного в политике кронпринца  по  борьбе с коррупцией в законные рамки юстиции. Это прямое выполнение части условий серьезных фигур в американской политике и экономике по внесению  «прозрачности» в правовую систему Саудовской Аравии в рамках борьбы с этим явлением. Новые прокуроры по борьбе с коррупцией будут подчиняться непосредственно генеральному прокурору Саудовской Аравии Сауду аль-Моджабу, который, в свою очередь, подчиняется непосредственно королю Сальману. Прокуроры дополнят Высший антикоррупционный комитет Саудовской Аравии, который был основан в ноябре 2017 года и возглавляется наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом. Наследный принц, со своей стороны, будет продолжать принимать участие в расследовании громких дел о коррупции и передавать их в эту новую прокуратуру. Старый Национальный комитет по борьбе с коррупцией эпохи короля Абдаллы, тем временем, будет продолжать расследование злоупотреблений низкого уровня. Несмотря на рост институтов, ориентированных на борьбу с коррупцией, вопросы относительно законности и прозрачности остаются. Как раз накануне визита Мухаммеда бен Сальмана газета «Нью-Йорк таймс» опубликовала новый отчет, из которого следует, что, по крайней мере, один задержанный в результате последней по времени кампании по борьбе с коррупцией в КСА умер в заключении. Еще 17 арестованных подверглись пыткам. Такие отчеты просто так в США не появляются. В этом отчете  также ясно указывается на то, что вся эта кампания  была мотивирована семейной политикой Сальманов по нейтрализации своих политических и экономических конкурентов. С учетом многочисленных обвинений Мухаммеда бен Сальмана по использованию системы внесудебных расправ со своими политическими оппонентами со стороны американских НПО и бизнеса, организация спецпрокуратуры может быть далеко  недостаточным для того, чтобы убедить международных инвесторов в том, что Саудовская Аравия является достаточно стабильной и транспарентной для бизнеса. Об этом активно говорят сейчас в США, и таким образом главная задача визита наследного принца по привлечению инвестиций в экономику королевства находится под явной угрозой. И косвенным свидетельством таких разногласий стали сообщения о переносе процедуры размещения IPO «Сауди Арамко» на 2019 год. И дело в данном случае не только в конъюктуре нефтяного рынка.

52.25MB | MySQL:103 | 0,883sec