Саудовский и эмиратский «след» в отставке госсекретаря США Р.Тиллерсона

Отставка. Р.Тиллерсона с поста государственного секретаря США, о чем было объявлено 13 марта с.г., вызвала широкую и во многом неоднозначную реакцию во всем мире, и особенно на Ближнем Востоке. Хотя слухи об этом циркулировали уже как минимум с октября прошлого года (причем в качестве приемника называлось имя директора ЦРУ М.Помпео). По мнению, ряда СМИ увольнение Р.Тиллерсона связано с «уровнем его профессионализма», отсутствием каких-либо серьезных достижений в внешней политики за прошедший год, особенно по таким ключевым проблемам как ядерная программа Северной Кореи, урегулирование в Сирии, отношения с Россией и Ираном и т.д. Некоторые комментаторы даже называли его «одним из худших госсекретарей» в современной истории США. Хотя подобное утверждение весьма спорно и очевидно просто необъективно. Бывшему топ-менеджеру Exxon Mobil также ставят в упрек, что он не имел серьезного влияния в Белом доме и, следовательно, на американскую внешнеполитическую стратегию. Как можно судить по предыдущим публикациям в американских СМИ, Р.Тиллерсон упустил инициативу, в результате этого образовались «альтернативные центры», которые пользовались большим влиянием на внешнюю политику США, чем Госдеп, особенно на ближневосточном направлении. Кроме того, его позиция по катарскому кризису и иранской ядерной сделке существенным образом отличалась от позиции Д.Трампа (точнее сценариев, которые предлагались Дж.Кушнером и С.Бэнноном). Причем иногда взаимное недовольство выплескивалась и на страницы прессы (например, многие газеты не без иронии сообщали о «резких» выражениях Р.Тиллерсона персонально в адрес Д.Трампа). Однако, несмотря на проблемы в личных отношениях, основной причиной отставки, как полагают большинство наблюдателей, стала его независимость во взглядах на внешнеполитический курс, и нежелание ввязываться некоторые авантюры, которые, как он считал, отрицательно скажутся не только на имидже, но и на национальных интересах США в регионе.

Среди прочего, ему ставили в вину кадровую политику, когда посты глав диппредставительств США в ряде ключевых стран Ближнего Востока (АРЕ, КСА, ОАЭ, Марокко, Иордания и др.) оставались вакантными. Однако, по мнению аналитиков, в этом не его вина, а намеренное противодействие со стороны администрации Д.Трампа, которая не хотела, чтобы эти должности занимали люди Р.Тиллерсона из Госдепа. Особенно для многих это стало ясно, когда Дж.Кушнер активизировал свои контакты с Эр-Риядом и Абу-Даби, а затем был назначен в апреле 2017 г. ответственным за израильско-палестинский диалог. Некоторые полагают, что многие такие действия могут быть «преднамеренной попыткой подорвать» Госдеп, а также помешать играть какую-либо роль в ближневосточном мирном процессе, в конфликте в Сирии или соглашениях с Саудовской Аравией. Об этом также сообщали газеты The Politico и The Hill в конце февраля с.г., что Р.Тиллерсон неоднократно жаловался на посягательство на его сферу со стороны Дж.Кушнера, посла США в ООН Н.Хейли, а также советника по национальной безопасности Г.Макмастера. «У нас не может быть четырех госсекретарей», — заявил он. Кроме того, Р.Тиллерсон не одобрял контактов и секретных переговоров, которые происходили между Дж.Кушнером и наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом и другими лидерами аравийских монархий, за которыми предположительно стояли и личные коммерческие интересы.

И такие подозрения, как оказалось, были небеспочвенными. Как следовало из сообщений американской прессы в начале марта с.г., Катар располагает компроматом на Дж.Кушнера. Все имеющиеся материалы катарские официальные лица собирались представить спецпрокурору Р.Мюллеру, который проверяет его сделки на предмет влияния на внешнюю политику США. Якобы из этих документов следует, что некоторые страны Залива (прежде всего ОАЭ и КСА) координировали с Дж.Кушнером свою деятельность с целью нанесения экономического и политического ущерба Катару. Одной из причин называют личную месть за отказ со стороны Министерства финансов участвовать в инвестиционных проектах его компании Kushner Companies. Пока представители эмирата решили не передавать эту информацию в органы следствия из-за опасения испортить отношения между двумя странами, особенно после успешного первого стратегического американо-катарского диалога в январе с.г. Однако, если ситуация в связи с последними по времени перестановками будет ухудшаться, никто не гарантирует, что Доха не изменит своего решения и документы будут все же переданы Р.Мюллеру.

Впрочем, самого Р.Тиллерсона тоже подозревали в «лоббировании» интересов Катара, и в этом есть доля истины. Как председатель совета директоров и главный управляющий нефтяной компании Exxon Mobil он в прошлом активно сотрудничал с Qatar Petroleum, а также принимал участие в крупных инвестиционных проектах в газодобывающий сектор страны. Кроме того, его связывают деловые и личные контакты с правящей семьей Аль Тани. С самого начала катарского кризиса он решительно противостоял всем попыткам ОАЭ и КСА сменить режим в Катаре, согласно инсайдерской информации по сообщению Bloomberg», «даже если Кушнер сказал иначе». Предполагалось, что благодаря его влиянию не удалось осуществить дворцовый переворот и военное вторжение в Катар, которые планировали КСА и ОАЭ (о таком возможном сценарии рассказал в интервью в прошлом месяце для американской прессы катарский госминистр по делам обороны Х.ль-Атыйя). На протяжении всего времени Р. Тиллерсон неоднократно критиковал блокаду Катара и действия «арабского квартета» (КСА, ОАЭ, АРЕ и Бахрейн), заявляя, что это «подрывает американскую и другую международную деловую активность в регионе и создает трудности для народа Катара и людей, чьи средства к существованию зависят от торговли с ним». Во время Кувейтской международной конференции по восстановлению Ирака в феврале с.г. он еще раз призывал все монархии разрешить спор с Катаром дипломатическими средствами. «Этот конфликт имеет прямые негативные последствия как в экономическом, так и в военном отношении для тех, кто участвует в нем, а также для Соединенных Штатов», — заявил он. Вероятно, это стало своего рода «последней каплей» для Эр-Рияда и Абу-Даби, что заставило их действовать более активно против Р.Тиллерсона.

В итоге, как следует из различных источников, в ряде столиц Залива сложилось стойкое негативное отношение к нему, а правящие элиты (особенно в ОАЭ и КСА) в последние месяцы активно лоббировали его отставку в Белом доме. Это стало очевидно, когда многие западные медиа (The New York Times, CNN, BBC и др.) в начале марта с.г. выступили с серией публикаций, где обсуждалась утечка информации через взлом электронной почты Элиота Бройди (Elliott Broidy) — главного сборщика пожертвований для предвыборной кампании Д.Трампа. Как можно судить из содержания переписки, некоторые представители руководства ОАЭ (называется имя наследного принца Абу-Даби Мухаммеда бен Зайеда) пытались убедить президента США при посредничестве Э. Бройди отправить в отставку Р. Тиллерсона. Якобы на личной встрече с Д. Трампом в октябре прошлого года Э. Бройди призвал президента «уволить Тиллерсона из-за его нежелания поддерживать Объединенные Арабские Эмираты в противостоянии с Катаром». В своих письмах он не поскупился на отрицательные характеристики профессиональных качеств госсекретаря («плохо работает и должен быть уволен в политически удобное время»), а также на персональные выпады в его адрес. Пока неизвестно кто передал эту информацию в СМИ, но предполагают, что за этим стоит заинтересованная сторона – Катар. Э.Бройди даже обвинил правительство эмирата в спланированной «хакерской атаке» (взлом почты и изменение текстов писем) с целью мести. «У нас есть основания полагать, что эта хакерская атака была спонсирована и осуществлена зарегистрированными и незарегистрированными агентами Катара, стремящимися наказать г-на Бройди за его решительную оппозицию терроризму, спонсируемому государством» — заявил его представитель для корреспондента BBC. Катарцы в ответ намеревались подать судебный иск против Э.Бройди за распространение «ложных обвинений» в свой адрес, но пока этот вопрос остается в подвешенном состоянии.

Помимо ОАЭ, весомые причины добиваться отставки Р.Тиллерсона были и у КСА. В качестве примера приведем статью «Памятная записка для президента США по Саудовской Аравии», которая была опубликована в The New York Times 6 марта с.г. Автором является небезызвестный Т.Фридман, уже посвятивший наследному принцу КСА Мухаммеду бен Сальману (МБС) несколько своих публикаций. Перед началом визита саудовского наследного принца, который запланирован на 20 марта с.г., он «делится своими мыслями» о необходимости уделить особое внимание визиту высокопоставленного гостя, т.к. «это только вопрос времени, когда король Сальман передаст бразды правления сыну, который уже является действующим правителем». «МБС не демократ, и он не заинтересован в продвижении демократии. Он автократ-модернист. Самое большее, что мы можем ожидать от него, — это модернизация экономики Саудовской Аравии и религиозно-социальной структуры»,- пишет он. «Наша задача: помочь обуздать его плохие порывы и воспитать хорошие» — полагает Т.Фридман. Есть и интересные замечания относительно бывшего госсекретаря: «Рекса Тиллерсона не уважают в Эр-Рияде, у нас нет постоянного помощника госсекретаря по делам Ближнего Востока, и нет посла. Ты свихнулся? Вам необходимо назначить такого как Джеймс Бейкер или Дейв Петрэус в качестве своего спецпосланника в Залив, который может помочь МБС разрядить конфликт в Йемене, прекратить распри с соседями и сосредоточить всю свою энергию на строительстве Саудовской Аравии, процветающей у себя дома и вызывающей восхищение у соседей. Это лучший оплот против иранской экспансии».

В своих комментариях на отставку госсекретаря США на следующий день некоторые арабские аналитики также называли одной из причин не только разногласия с Д.Трампом, но и лоббирование» со стороны ОАЭ и КСА. Например, известный алжирский политик и бывший дипломат Мухаммед аль-Араби Титоут в своих комментариях для американского арабоязычного медиа-портала «Ватан» прямо сказал, что увольнение Р.Тиллерсона это своего рода подарок для МБС, который вскоре посетит США. Аналогичное мнение было высказано и на другом арабском медиа-портале «Рай аль-Яум» 14.03.18 г. в статье главного редактора Абдель Бари Атвана под заголовком «Почему решение об увольнении Тиллерсона «гран-при» от Трампа для антикатарского «Квартета»? В целом эмиратские и саудовские СМИ с одобрением и даже некоторым злорадством восприняли эту новость, если судить по тону публикаций и заголовкам новостей. Газета «Аш-Шарк аль-Аусат» также отметила, что Р.Тиллерсон всегда противостоял «решительной» позиции в отношении Ирана и призывал снять блокаду с Катара, что, по мнению газеты, является суверенным правом «арабского квартета».

Таким образом, отставка Р.Тиллерсона является четким и положительным сигналом администрации Д.Трампа своим союзникам в Заливе, особенно для Эр-Рияда перед началом визита МБС в Вашингтон. Этим дается понять, что многие прежние разногласия по ключевым вопросам как ядерная сделка с Ираном, катарский кризис после отставки «неудобного» Р.Тиллерсона ушли в прошлое. Возможно, что теперь у КСА и ОАЭ будут «развязаны руки» на дальнейшие действия, если США согласятся на более жесткую линию в отношении Катара (вплоть до реализации всех планов, которые  пока не удалось осуществить по вышеперечисленным причинам). Это касается и будущего ядерной сделки с Ираном, окончательный финал которой был ознаменован, по мнению иранской газеты «Джавад», заменой Р.Тиллерсона на посту госсекретаря директором ЦРУ М.Помпео.

52.23MB | MySQL:103 | 0,462sec