Сирия: о гуманитарной ситуации в Раке

После освобождения сирийского города и столицы одноименной провинции Ракка от террористов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в октябре 2017 года, было анонсировано начало масштабных работ по реконструкции и восстановлению этого города международной коалицией                          во главе с США. Поставлена амбициозная задача обеспечить все условия для добровольной репатриации обратно в город около 300 тысяч его жителей, которые покинули город в результате вооружённого конфликта.

С тех пор, однако, Ракка не часто фигурирует в информационном поле в контексте гуманитарных интервенций. Из немногочисленных источников на сегодня известно, что, действительно, с октября 2017 года по настоящее время наблюдаются случаи добровольной репатриации жителей. Однако подтверждений тому, что это возвращение приобретает массовый характер, пока не имеется.

По данным гуманитарных организаций ООН, работы по восстановлению ключевых объектов инфраструктуры и налаживания основных услуг и служб пока носит ограниченный характер. Кроме того, в отсутствии доступа международных структур к информации о функционировании этих служб и их эффективности, составить цельную картину ситуации в Ракке представляется проблематичным.

Самое недавнее исследование в Ракке было проведено оценочной миссией гуманитарной инициативы REACH в середине февраля 2018 года. Напомним, REACH — это совместная гуманитарная инициатива двух партнёрских международных неправительственных организаций IMPACT (Франция) и ACTED (Швейцария) при содействии Спутникового агенства ООН (UNOSAT), что позволяет рассчитывать на максимальную объективность проведённого анализа и выводов.

Миссии REACH удалось провести в Ракке масштабное исследование, включая интервьюирование местных жителей и секторальный анализ различных инфраструктурных служб. Уникальным компонентом этой оценочной миссии стало проведение  отдельного исследования нанесённого ущерба городу во время вооруженного конфликта с использованием спутниковой техники и сбора информации из более чем 400 источников. Задачей исследования было стимулирование различных гуманитарных интервенций и планирования масштабных работ по реконструкции. Главный вывод – за период конфликта количество обнаруженных спутником разрушений в Ракке увеличилось с февраля по октябрь 2017 г. почти в 10 раз, а именно с 1600 до 12700 объектов.

Исследование REACH показало, что по состоянию на начало марта 2018 года в Ракке может проживать около 25-27 тысяч семей, несмотря на сохраняющийся масштабный характер разрушений. Наибольшая концентрация возвратившихся жителей зафиксирована в восточной и западной частях города, преимущественно в пригородах. В то же время, центр города и его северные районы, в наибольшей степени пострадавшие от разрушений и войны, сегодня практически пустуют.

Что касается анализа различных секторов услуг и городских служб, то они преимущественно не функционируют. Главные причины — неразорвавшиеся мины и снаряды, а также коллапс центральной системы подачи электроэнергии. В частности, в Ракке не функционирует ни одна больница. Даже частные медицинские центры не могут в полном масштабе  развернуть свою работу ввиду отсутствия электроэнергии и разрушения жилой инфраструктуры. Это обстоятельство серьёзно ограничивает работу сектора здравоохранения в Ракке. Не восстановлена пока центральная система водоснабжения города, поскольку насосные станции пока находятся в стадии ремонта и восстановления. В настоящее время питьевая вода поставляется на грузовиках в ограниченном количестве.

Городские службы и услуги для местных жителей работают также весьма ограниченно. В частности, вследствие того, что многие школы были разрушены и до сих пор не восстановлены, образовательные услуги в Ракке представляются не регулярно и не охватывают всех детей школьного возраста. По данным на март 2018 г., в Ракке функционирует 8 образовательных учреждений, которые охватывают порядка 6-7 тысяч школьников.

Предстоит заново отстраивать сеть продовольственных рынков. Частные рынки спорадически открылись в районах с наибольшей концентрацией жителей, но эти рынки работают не в полную мощность, имеют ограниченный набор продуктов. По состоянию на март с.г., в Ракке действуют частные продовольственные рынки лишь в 5 районах города, а также открыто 22 пекарни, которые не в состоянии и далее наращивать своё производство из-за дефицита электроэнергии и топлива.

Главный вывод оценочной миссии гуманитарной инициативы REACH — необходимы срочные меры по восстановлению инфраструктуры и обезвреживанию мин и снарядов. Думается, рекомендации REACH — только первый необходимый шаг на пути восстановления Ракки и создания условий для возвращения местных резидентов. Для начала полноценных восстановительных работ нужны колоссальные инвестиции и вложения

заинтересованных доноров, чтобы заняться долгосрочным планированием. Пока же все предпринимаемые гуманитарные усилия носят спорадический характер и ввиду вакуума центральной власти и государственности, и соответственно отсутствия необходимой политической воли и мотивации, рассчитывать на  возвращение Ракки к докризисному состоянию едва ли представляется возможным.

Политический фактор играет важнейшую роль — неопределённость статуса Ракки отнюдь не стимулирует процесс репатриации и ее восстановление в качестве административного центра. Сегодня в Ракке может проживать не более 60-70 тысяч человек, и воссоздавать только для них полноценные объекты инфраструктуры и центральные городские службы, видимо представляется затратным и нецелесообразным. Кроме того, многие бывшие жители пока не возвращаются в Ракку, предпочитая отсиживаться во временных лагерях для беженцев, где по крайней мере гарантирована продовольственная помощь и базовые медицинские услуги.

52.33MB | MySQL:106 | 0,653sec