Национальная продовольственная безопасность: катарский путь

Спустя 9 месяцев после разразившегося политического кризиса вокруг Катара, инициированного Саудовской Аравией и её союзниками в регионе, экономическая блокада против Дохи пока не снята, а дипломатические отношения не восстановлены. Эти события в значительной степени оказали воздействие на формирование катарской национальной политики в области продовольственной безопасности.

Нужно сказать, что по мнению международных экспертов и по объективным экономическим показаться торговая война и экономическая блокада против Катара провалилась. На это указывают основные макроэкономические показатели и статистика. В частности, по опубликованным 6 марта данным Международного валютного фонда (МВФ), рост ВВП Катара за 2017 год снизился лишь на 0,1%, до 2,1%, по сравнению с показателем 2016 года. При этом бюджетный дефицит в прошлом году уменьшился до 6% ВВП (в 2016 г. — 9,2%).

По оценкам экспертов МВФ, Катару удалось не просто преодолеть негативные последствия блокады за счёт диверсификации торговли и наращивания внешнеэкономических связей с новыми партнерами (Турция, Оман, Иран, страны Юго-Восточной и Южной Азии), но и использовать санкции как потенциал роста и реструктуризации собственной экономики, производства и инфраструктуры.

В числе выигравших оказался и продовольственный сектор, несмотря на высокую степень политической чувствительности властей Катара в этом вопросе ввиду большой зависимости от внешних факторов.

Благодаря грамотной стратегии и своевременным комплексным мерам, власти Катара смогли избежать острого дефицита продовольствия и волатильности цен на местных рынках в первые недели блокады. Последствия блокады для продовольственного сектора, как и других важнейших отраслей национальной экономики, удалось смягчить интервенциями катарского Центробанка на внутреннем финансовом рынке и трансфертами из Суверенного фонда благосостояния эмирата. Впоследствии начался активный этап экономической дипломатии по выстраиванию новых торговых связей с перспективными и политическим не ангажированными партнерами.

Однако наиболее значимым и долгосрочным вкладом Катара в национальную продовольственную безопасность следует считать усилия и инвестиции, нацеленные на стимулирование аграрного производства (с учетом известных ограниченных возможностей ввиду климатических особенностей). Примечательно, что ещё в преддверии политического кризиса, Доха занималась активным инвестированном в различного рода аграрные проекты с целью стимулирования местного производства и поддержки малых фермерских хозяйств. С середины 2017 года этот процесс приобрёл стратегическое значение.

Другим важным стратегическим вектором стало выстраивание национальной системы продовольственных резервов в качества превентивной меры в случае продовольственного кризиса в стране, предпосылке которого отчетливо возникли в начале осени 2017 года. Чтобы минимизировать подобную угрозу, Катар приступил к реализации масштабного национального проекта по созданию стратегического фонда продовольственной безопасности, инвестировав в его создание 1.6 млрд катарских риалов (эквивалентно 440 млн долларов США).

Нужно отметить,  проект является составной частью более масштабного инфраструктурного мега-проекта по модернизации порта Хамад, крупнейшего на Ближнем Востоке, где и будет базироваться фонд стратегических продовольственных резервов. По заявлению катарских властей, данный мега-проект является на сегодня вторым по значимости инвестиционным приоритетом Катара после чемпионата мира по футболу, который эта страна будет принимать у себя в 2022 году.

Создаваемый стратегический фонд продовольственной безопасности будет  по сути представлять из себя комплексную сеть продовольственных резервов и производственных мощностей на базе стратегически важного морского порта Хамад. В задачу этого фонда будет выходить обеспечение тремя основными продовольственными номенклатурами (рис, сахар и растительное масло) населения численностью 3 млн человек в течение 2.5 лет. В случае реализации проекта, он станет одним из крупнейших в регионе и в мире примером стратегических продовольственных резервов.

Нужно отдельно отметить стратегический выбор порта Хамад в качестве платформы для нового проекта. Сегодня этот катарский порт охватывает 27% всей торговли на Ближнем Востоке, и властями Дохи поставлена задача увеличения этой доли до 35% к 2020 году. В частности, в недавнем интервью СМИ министр транспорта и коммуникаций Катара Джасем бен Саиф аль-Сулаити заявил, что порт Хамад (крупнейший по мощности в регионе с годовым оборотом 1.7 млн тонн) способен полностью обеспечить независимость Катара по экспорту и импорту в страну всей необходимой продукции, что позволит обеспечить национальную продовольственную безопасность. Кроме того, началась вторая фаза реконструкции и расширения мощностей порта Хамад с участием инвестиций частного сектора (1.4 млрд долларов США будет вложено до 2021 года).

Таким образом, следует констатировать, что несмотря на ограниченные возможности ведения сельского хозяйства и торгово-экономическое эмбарго, введённое против Катара целым рядом соседних стран во главе с Саудовской Аравией, Дохе удается пока полностью обеспечивать свою продовольственную безопасность.  Опыт Катара показывает, что в условиях глобализации механизм односторонних санкций не работает, и при грамотной и продуманной государственной политике с задействованием инвестиционных возможностей есть все шансы избежать продовольственного кризиса. По итогам 2017 года, Катар вновь оказался в числе лидеров по классификации Глобального продовольственного индекса. Он занял в общем зачете, по совокупности различных показателей, 29 место в списке из 130 стран. В частности, по важнейшему параметру экономической доступности продовольствия для населения (food affordability) Катар в этом списке занял почетное четвертое место вслед за Сингапуром, США и ОАЭ. По другому важному показателю — качеству и пищевой безопасности продовольствия (food quality and safety) Катар был также на высокой позиции и обошёл своих соседей по региону, включая Кувейт, Оман и ОАЭ. Самой слабой оказалась позиция Катара в плане физической доступности населения к продовольствию (food availability) — 63 место из 130. Предпосылки для этого понятные: этот показатель формируется  с учетом потенциала аграрного производства, уровня развития сектора сельскохозяйственных исследований, достаточности местного производства и коэффициента продовольственных потерь и т.д. Но и на этом направлении Катар стремится достичь новых результатов и улучшить свои показатели. В частности, в конце марта 2018 года в Дохе будут представлены результаты масштабного исследования национальных экспертов совместно с командой из Джорджтаунского университета относительно проблемы продовольственных потерь и выбросов в Катаре. Этот совместный проект представит главные выводы и рекомендации по основным причинам и путям сокращения продовольственных потерь в Катара на национальном уровне в целях формирования национальной политики в этой области. Согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), ежегодно в мире в результате продовольственных выбросов и потерь пропадает примерно треть производимого продовольствия.

52.26MB | MySQL:103 | 0,606sec