Курдский фактор и политика России на сирийском направлении

Россия считает ошибкой попытки США решить проблему курдов в политическом измерении через борьбу с терроризмом в Сирии. Об этом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью телерадиокомплексу президента Казахстана, текст которого опубликован в субботу на сайте МИД РФ. «На восточном берегу реки Евфрат американцы с помощью курдов освободили большие территории от террористов, — обратил внимание Лавров. — Но, освободив эти территории, они насаждают там местные власти, которые сознательно изолируются от Дамаска и декларируют, что их будут поддерживать без какого-либо общения с сирийскими властями». ««Прокси-война» или нет (между РФ и США в Сирии — прим. ТАСС), но то, что американцы, полагаясь на курдов в антитеррористической борьбе, зашли уже на территорию политического измерения проблемы курдов, которая выходит далеко за пределы сирийской территории, является абсолютно политической ошибкой и политическим ляпом», — подчеркнул он. Это не совсем так, о чем скажем ниже. О чисто тактической и практической лимитированности позиции опоры на курдов в Сирии американцы хорошо осведомлены, просто им пока деться некуда. По словам министра, объявление о том, что именно курды будут контролировать сирийско-иракскую границу, «не могло быть сделано теми, кто хоть немного понимает в курдской проблеме, и в частности в позициях Турции, Сирии, Ирана». «Мы имеем то, что имеем, — констатировал глава МИД РФ. — Однако осознание необходимости прагматичного, но абсолютно последовательного подхода ко всем сирийским проблемам в русле суверенитета, территориальной целостности и единства сирийского государства наиболее последовательно продвигается именно астанинской «тройкой», потому что процесс Астаны весьма и весьма перспективен и принципиален». По его словам, планы по разделу Сирии должны быть немедленно пресечены. «Я не думаю, что мы должны даже рассуждать о потенциальном разделе Сирии, но требовать, чтобы эти планы были немедленно пресечены (а кое-кто их вынашивает), — это наша обязанность», — заявил Лавров. Мы привели это интервью министра иностранных дел по той причине, что оно является, пожалуй, первым акцентированным заявлением российского  внешнеполитического ведомства по курдскому вопросу в Сирии в явной антикурдской редакции за очень длительный срок. В этой связи видимо напрашивается вывод о том, что период заигрывания Москвы с курдами через их опосредованную поддержку в рамках противостояния Турции в Африне закончился. Собственно направление в свое время проправительственных добровольцев (около 700 бойцов) в Африн на помощь курдским отрядам, открытие каналов материально-технической их поддержки в этом анклаве в рамках снабжения их экипировкой и подкреплениями, что наделало много шума и вызвало у ряда политологов убеждение в том, что Москва решила взять сторону курдов в их затяжном конфликте с турками, было в общем-то обычным военно-дипломатическим маневром. И решал этот маневр, как предполагается, две задачи.

  1. Безусловно усилить давление на турецкую сторону в рамках создания благоприятного фона трехсторонних (Иран, Турция, РФ) консультаций на всех уровнях, основной целью которых является безусловно реанимация инициированных российской стороной переговорных форматов по сирийскому досье. Это и Астана, и тот же Конгресса сирийского национального диалога. Особенно на фоне очень поспешных заявлений американских чиновников о том, что оба этих формата показали свою несостоятельность. Надо понимать в этой связи, что одной из основных внешнеполитических целей Вашингтона является ликвидация всех попутных и альтернативных от Женевы переговорных форматов, что дает им фактически монопольное право управлять процессом переговоров со стороны сирийской оппозиции. И ровно с этой целью Саудовская Аравия и предприняла попытку создать под своей эгидой «объединенную сирийскую оппозицию» для участия в женевском формате переговоров. МИД России тогда эту попытку очень неблагоразумно приветствовал.
  2. Если брать более локальные задачи, то это — более активное участие Анкары в рамках воздействия через подконтрольные себе группировки на ситуацию в Восточной Гуте и недалекой перспективе — в Идлибе. Главная задача, которая решается российской стороной в этой связи — это размежевание повстанческих группировок с обособлением прежде всего просаудовских групп в лице «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в России) и аффилированных с ней групп. Собственно эти задачи были заявлены, как общая позиция сторон после последней по времени министерской встречи в Астане, и безусловно они же будут и в центре трехстороннего саммита в начале апреля. Еще одна тема — это отказ сторон в рамках астанинского заявления от расширения практики создания зон деэскалации в Сирии, на чем настаивают США в рамках своих стремлений придать ряду контролируемых ими районов в Сирии международно-легитимной характер. Это регион восточнее Евфрата и Эт-Танф в первую очередь. При этом отказ Турции такой проект поддержать означает по сути ее отказ от первоначальных планов, которые Анкара предлагала Вашинготону, по созданию глобальной бесполетной зоны по всему периметру сирийско-турецкой границы. А это — прямой путь к указанному российским министром «государственному обособлению» ряда территорий Сирии от Дамаска. Такая позиция Анкары важна, поскольку означает по факту серьезные разногласия между Турцией и США по движущим механизмам и параметрам такой зоны. Начались и позитивные процессы в Восточной Гуте, где исход гражданского населения принимает уже по настоящему массовый характер, что мы также связываем с достигнутыми в Астане промежуточными итогами в рамках активизации турецкого влияния на подконтрольные им в той или иной степени группировки сопротивления. Таким образом, курдский фактор на время перестал быть необходим Москве, как средство убеждения своих партнеров в Анкаре. По крайней мере, сейчас. При этом робкие надежды на раскол курдов с американцами не оправдались, и не могли оправдаться, поскольку это альянс сейчас выгоден и той, и другой стороне. И невнятная позиция США по Африну по определению не может стать инструментом разрушения такого альянса. А вот повторение такой же истории в Манбидже уже может. Таким образом, на первый план выходят именно практическая реализация договоренностей с Турцией по вышеперечисленным вопросам и придания им долгосрочного характера с понижениям в официальной риторике и практических действиях тенденции на явную поддержку курдов в Сирии в рамках их сопротивления турецкой военной операции. Это отвечает не только интересам долгосрочной стратегии, видению ситуации со стороны ирано-сирийского угла, но и укладывается в рамки всяческого стимулирования турок к продолжению своего движения на Манбидж. Именно этот маневр на волне относительного успеха военной операции Турции в Африне является на сегодня самым главным препятствием для реализации планов Вашингтона по созданию восточнее Евфрата зоны альтернативного от Дамаска контроля. Повторим, что не согласны с С.Лавровым в одном. В Пентагоне прекрасно отдают себе отчет в том, что наличие курдов восточнее Евфрата — это не долгосрочная, а промежуточная и вынужденная модель действий. Там давно говорят о традиционном курдо-арабском противостоянии как дестабилизирующем факторе для реализации планов Вашингтона на сирийском направлении, и безусловно стремятся эти противоречия снять путем осуществления постепенной ротации курдских отрядов восточнее Евфрата на местные арабские суннитские формирования. Но вот со степенью лояльности у последних по отношению к Вашингтону пока не так хорошо, как у курдов. Плюс ко всему российская сторона через Тегеран и Дамаск активно с местными суннитами работает, стимулируя их к вытеснению курдов с исконно «арабских земель». Другими словами, не успевают сейчас США подготовит достаточный чисто арабский базис, который бы позволил отвести курдов в традиционные ареалы их проживания на севере Сирии. И это одна из основных причин, почему они продолжают опираться на курдов в Сирии, которым альтернативы просто нет. И помешать ее созданию путем усиления арабо-турецкого давления на курдские отряды собственно и является на сегодня одной из задач Москвы на сирийском направлении.
62.83MB | MySQL:102 | 0,486sec