Контуры внешней политики Турции в выступлении министра иностранных дел М.Чавушоглу в МГИМО

Уходящая неделя стала неделей интенсивных контактов между российскими и турецкими дипломатами на министерском уровне. В этой связи можно отметить, во-первых, визит министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу в Москву для встречи со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, а также тройственную встречу Россию-Турция-Иран на уровне министров иностранных дел в Астане.

Сразу скажем, что эти интенсивные и плодотворные российско-турецкие контакты проходили на фоне увольнения со своего поста государственного секретаря США Рекса Тиллерсона с заменой его на Майка Помпео. Что не могло не вызвать большую неразбериху в мучительных попытках выжать хоть какой-то конструктив из работы «примирительной» турецко-американской комиссии, к примеру, вылившуюся в перенос срока встречи глав внешнеполитических ведомств США и Турции (ранее была запланирована на 19 марта – В.К.).

Турецкие обозреватели уже успели выразить своей скепсис дальнейшим ходом двусторонних контактов, окрестив случившееся «Рекзитом» (от Rex и Exit — В.К.). Накануне, 16 марта, президент Турции Р.Т.Эрдоган выступил с очередной серией жестких заявлений в адрес США и ЕС.

Повторим, тем контрастнее оказалось все то, что происходило на уходящей неделе в отношениях между Турцией и Россией. Здесь министр Чавушоглу, помимо встречи за закрытыми дверями со своим российским коллегой, выполнил в Москве необязательную, а оттого вдвойне символичную, показательную программу.

Во-первых, появившись на туристической выставке «МИТТ-2018» и проведя там настолько много времени, что так же находящийся  на выставке профильный министр культуры и туризма Нуман Куртулмуш оказался просто в его тени.

Во-вторых, выступил в МГИМО с докладом на тему «Современная внешняя политика Турецкой Республики». Напомним, что ранее возможность выступить в Университете МИД РФ предоставлялась Реджепу Тайипу Эрдогану в 2011 году, в бытность его премьер-министром, когда он стал даже почётным доктором МГИМО. И с университетской трибуны министр Чавушоглу говорил о том, что для него подобная возможность выступить в лидирующем центре подготовке российских дипломатов, за право учиться в котором борются очень многие молодые люди, — это большая часть. Итак, какова же была суть послания Мевлюта Чавушоглу присутствующим в зале?

Если из всего массива сказанного министром выделить главное, то этим главным вполне может стать воспоминание Мевлюта Чавушоглу о его первом появлении в МГИМО в 2004 году на круглом столе, когда им уже был высказан ряд мыслей по поводу перспектив развития российско-турецких отношений. Тогда, как указывает министр, его видение могло прозвучать нереалистичным, но сегодняшняя динамика отношений между Турцией и Россией, разумеется, в положительном смысле, ушла намного дальше того, что мыслилось тогда. Второй момент, на который бы хотелось обратить внимание в выступлении министра – исповедуемый, по словам министра, турецким МИДом фокус на положительной повестке контактов с Россией, при неизбежном наличии «отдельных противоречий». Отношения с которой основаны на конкретике и приносят конкретные (!) результаты.

В числе важнейших из них в экономической сфере является проект первой турецкой атомной электростанции «Аккую», фундамент которой будет заложен президентами двух стран в апреле месяце. С другой стороны, продолжаются в положительном ключе переговоры между сторонами по второй нитке газопровода «Турецкий поток», фундамент которой также будет заложен в самое ближайшее время. Взаимные инвестиции и реализация крупных проектов – в центре двусторонних отношений. В прошлом году количество российских туристов, прибывших на отдых в Турцию, побило исторический рекорд, составив около 4,7 млн человек. В этом году количество туристов, по словам министра должно превысить уже 5 млн человек. В 2019 году двум странам предстоит проведение перекрестного года культуры России в Турции и Турции в России.

В числе международных проблем, которые должны решаться мирным путем, на основе взаимного диалога между сторонами, министром были названы Нагорный Карабах, Абхазия, Осетия, Восток Украины, Крым и Кипр. Помимо этого, есть зоны активных столкновений в Ираке (где ситуация, по словам министра, нормализуется – В.К.), в Сирии, в Ливии и Йемене.

Главным же врагом всего мира является глобальный терроризм, борьба с которым должна вестись без разделения на «хороших» и «плохих», «полезных» и «бесполезных». Названия – не важны, будь то: «Аль-Каида», «Исламское государство», «Джебхат ан-Нусра» (запрещенные в РФ террористические организации – В.К.), РПК, ПДС, СНС и проч. И воюют в них иностранные боевики, в т.ч. из России, а также даже из Японии и из Кореи.

Результатом тройственного союза стран-гарантов мирного процесса в Сирии – России, Турции и Ирана – стало возникновение ситуации, которая радикально отличается от таковой полтора года назад. Следующим важнейшим шагом для Сирии должна стать подготовка новой демократической конституции страны, первый шаг на пути к которой был сделан на конференции в Сочи.

Главной же причиной, по которой «Турция работает с Россией», названной министром, является результативность российско-турецких контактов, которая приносит конкретные и зримые плоды. И это не должно «беспокоить» другие страны, напротив, они должны эти контакты приветствовать.

От этого тезиса министр оттолкнулся и перекинул мостик к обсуждению неэффективности ООН в нынешней конфигурации этой организации. То же касается и Совета Европы и Парламентской Ассамблеи Совета Европы, да и в целом ЕС, как указывает М.Чавушоглу, они является неэффективными перед лицом современных вызовов. Причиной этого является увлеченность европейцев радикальными идеями – как правого, так и левого толка. Куда мир идет, задается вопросом турецкий министр? К ситуации, предшествующей Второй мировой войне? — Следует избежать этого, проведя реформу междунардных организаций, начиная с ООН и СБ ООН, которые не является инклюзивными. И эта обязанность, как подчеркнул М.Чавушоглу, стоит перед нынешним поколением политиков и дипломатов.

Подводим черту: контакты между Россией и Турцией основаны на конкретных практических результатах и именно поэтому наша страна является для Анкары одним из предпочтительных внешнеполитических партнёров. Эта простая, в общем-то, идея не ограничивается лишь только одной Турцией, она разделяется многими странами, в частности, в регионе Ближнего Востока. И это, пожалуй, — главный успех российской дипломатии второго десятилетия двадцать первого века.

52.22MB | MySQL:103 | 0,512sec