Засуха в Сомали как угроза продовольственной безопасности

Несмотря на усилия гуманитарного сообщества по мобилизации финансовых ресурсов в поддержку Сомали, в частности предпринимаемые в ходе состоявшейся в начале марта международной донорской конференции в Лондоне, наращивание гуманитарной помощи явно не поспевает за стремительно углубляющимся кризисом.

Охватившая страну с начала 2018 года продолжительная засуха по сути подрывает работу одного из важнейших производственных секторов сомалийской экономики – животноводство. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), по состоянию на 21 марта с.г. уже зафиксированы многочисленные случае гибели скота в результате засухи, в некоторых регионах страны – до 60% поголовья.

Наиболее критическая ситуация складывается в центральных и восточных регионах, где пострадала большая часть пастбищ и источника дохода и продовольствия может лишится значительная часть проживающих там скотоводов-кочевников.

В целом, констатируют эксперты ФАО, дальнейшая деградация животноводческого сектора будет неизбежно вести к сокращению предложения на местном рынке, а также экспортных доходов местных скотоводов. По их оценкам, негативное воздействие на сомалийскую экономику будет значительным, поскольку вклад животноводства в ВВП страны составляет 40%, и не менее 65% населения заняты в этой отрасли. Одним из показателей этого негативного эффекта стал резкий рост долговых обязательств сомалийских семейных хозяйств, только за 2017 год выросших на 400% за счет увеличения кредитов на покупку продовольствия и воды и на компенсацию убытков в результате миграции скота в условиях засухи. Кроме того, c начала 2018 года наблюдается рост цен на мясо и молоко.

Прогноз ФАО на краткосрочный период неутешительный: в течение апреля-июня с.г. понадобится срочная помощь пострадавшим скотоводам-кочевникам с учетом неблагоприятного климатического прогноза и ожидаемого уровня дождей ниже минимума. Это не позволит скотоводам подготовить пастбища, и возникнет необходимость в оказании масштабной гуманитарной помощи – в первую очередь в форме оказания ветеринарных услуг и обеспечения кормом животных. Этим в частности занимается ФАО, при поддержке которой только за прошлый год медицинскую и ветеринарную помощь получили 38 млн животных, а кормом было обеспечено 900 тысяч голов скота. Эта работа в ближайшие месяцы будет усилена. С прицелом на решение двух взаимосвязанных и остро стоящих проблем. Первая – удержать скотоводов от массовой миграции из засушливых центральных и северных районов в другие регионы страны, что неизбежно спровоцирует разрастание гуманитарного кризиса. Вторая – удержать скотоводов-кочевников от продажи скота, являющегося основным источником дохода и пропитания, как крайней меры в условиях наступающего голода.

В начале 2017 года при аналогичных климатических катаклизмах коллапса животноводческого сектора удалось избежать. Но все же потери оказались значительными. Только за первую половину прошлого года сокращение поголовья скота в различных регионах Сомали варьировалось от 25 до 75%. К началу нынешнего года баланс так и не был восстановлен. Как итог – острый дефицит животноводческой продукции на продовольственных рынках центральных и северных районов страны и миграция значительной части поголовья в южные регионы. В результате возник дисбаланс в плане продовольственной обеспеченности между различными регионами Сомали. А это привело к росту цен на основную животноводческую продукцию в кризисных регионах центра и севера: по состоянию на март 2018 года она целом на 30-60% выше, чем в аналогичный период прошлого года и на 15% выше среднего значения по стране. Производство верблюжьего молока, богатого на минералы и витамины, в Сомали в этом году также ниже нормы, и большая часть бедных семей вынуждена отказаться от его потребления.

Сегодня животноводство обеспечивает продовольствием более 60% населения Сомали. До 2017 года страна считалась ведущим экспортером животноводческой продукции, в первую очередь овец, коз и коров, в регионе. Значительная часть этой продукции поступала в страны Залива. В целом кочевое скотоводство и торговля животноводческой продукцией обеспечивало на тот период 80% экспортных доходов Сомали. Ситуация стала кардинально меняться после 2016 года, когда Саудовская Аравия как основной импортер производимой в Сомали животноводческой продукции ввела односторонние санкции. Это решение совпало и с резким сокращением производства в стране ввиду природных катаклизмов. В итоге показатели экспорта животноводческой продукции Сомали по итогам 2017 года оказались самыми низкими за последнее время. Тем не менее, рынки соседних государств на Африканском роге остаются открытыми. Несмотря на введенные Саудовской Аравией санкции, Cомали продолжает успешно экспортировать животноводческую продукцию в соседние страны – Эфиопию, Кению и Джибути. Причем, экспортная отрасль имеет высокий потенциал для дальнейшего расширения, в случае грамотного внутреннего планирования, предупреждения климатических катаклизмов, в первую очередь, засухи, и наращивания внутреннего производства. Насколько эффективными окажутся предпринимаемые меры на этот раз и будет ли у правительства и ооновских организаций достаточно финансовых ресурсов на реализацию данной задачи, покажут ближайшие месяцы. В частности, по линии ФАО запланировано оказание помощи 2.7 млн сомалийцам, для чего Организация рассчитывает мобилизовать 236 млн долларов на распределение корма для животных, предоставление ветеринарных услуг и раздачу питьевой воды, а также конкретные денежные переводы наиболее нуждающимся семьям для восстановления их производства. Общий гуманитарный призыв на оказание помощи Сомали в 2018 году составляет 1.46 млрд долларов США, из которых мобилизовано пока лишь 52 млн долларов (3.6%). Еще 350 млн долларов обещано донорами в виде обязательств на недавней донорской конференции в Лондоне.   В случае негативного сценария, если необходимых донорских ресурсов окажется недостаточным, последствия могут оказаться катастрофическими. Только за 2016-2017 гг. число сомалийцев в стадии острой нехватки продовольственного обеспечения, то есть фактически на грани голода, увеличилось на 30% и достигло 1.8 млн человек.

62.82MB | MySQL:102 | 0,705sec