Катарский фактор в деле бывшего президента Франции Н.Саркози

Арест бывшего президента Франции Николя Саркози по обвинению по возможных нарушениях, допущенных в его предвыборной кампании, в общем-то вызывает у большинства обозревателей пока больше вопросов. Напомним, что расследование связано с предполагаемым «ливийским» финансированием кампании Саркози в 2007 году. Официальное расследование идет в рамках данных о том, что в 2007 году штаб Саркози якобы воспользовался незаконной финансовой помощью от ливийского лидера Муаммара Каддафи, продолжается уже пять лет. Двое ключевых подозреваемых уже дали показания о том, что миллионы евро наличными были перевезены из Триполи в Париж в 2007 году и переданы предвыборному штабу кандидата, сообщает газета Le Monde. Как утверждает издание, бывший глава государственного инвестиционного фонда Ливии Башир Салех подтвердил журналистам, что Каддафи действительно спонсировал кампанию Саркози. В общем-то основной вопрос у экспертов возникает в этой связи не с тем, что Саркози наконец-то арестован, и не о том, верны ли выдвинутые в отношении него обвинения. В последнем как раз сомнения нет, а вся борьба Франции «за демократию и свободу в Ливии», оказывается, мотивировалась: во-первых, стремлением должника не отдавать долги кредитору, а, во-вторых, стремлением отработать новый долг, полученный уже от нового кредитора в лице Катара. Но самое удивительное во всей этой истории, что вот как раз эта тема использования своего государственного статуса бывшим президентом Франции для решения своих личных финансовых проблем путем втягивания страны в региональную войну, в качестве обвинения не выдвигается. Но вопрос, который остается у большинства обозревателей, тем не менее, звучит так: почему тема Саркози возникла именно сейчас, и что побудило власти вновь инициировать это дело? Видимых причин для этого вроде нет: Саркози два года назад проиграл праймериз в своей Республиканской партии и более в активной политической жизни страны не участвует. То есть никакой конкуренции ни нынешнему президенту страны, ни его потенциальным оппонентам не составляет.
В данном случае Н.Саркози вновь пострадал из-за своей любви к арабским деньгам. Или, если точнее, он пал жертвой нынешней саудовско-катарской торговой и политической конкуренции в зоне франкофонной Африки. Эта война за влияние длиться уже последние полгода и сейчас наступает кульминация этого процесса. Роль Н.Саркози в этом случае была очень прозаична: он выступал качестве основного посредника в рамках экономического проникновения Дохи в зону ЭКОВАС. За последние полгода он занимался челночной дипломатией между Дохой и рядом африканских лидеров. Он же участвовал в подготовке и проведении африканского турне катарского эмира Тамима бен Хамада в регион ЭКОВАС в декабре прошлого года. Перед этим турне Н.Саркози вплотную занимался вопросами организации рабочих визитов в Катар президентов Нигера М.Иссуфу и Буркина Фасо — Р.Каборе. Президент же Кот д Ивуара А.Уаттара же вообще сделал Н.Саркози своим секретным личным представителем в Катаре. Основным упором в рамках визита катарского эмира был энергетический сектор этого региона, и в частности налаживание поставок катарского сжиженного газа. И такие договоренности были заключены с правительством Кот д Ивуара опять же при посредничестве Н.Саркози в пользу Qatargas и Qatar Рetroleum.. Таким образом самым серьезным образом были нарушены аналогичные планы Саудовской Аравии, которая планировалаи сделать это через свой Saudi Fund for Development (SFD). Одновременно при активной лоббистской деятельности бывшего президента Франции Н.Саркози катарцам удалось очень серьезно оттеснить эмиратовские компании с местного рынка межгосударственных авиаперелетов. Общим же итогом подготовленного Н.Саркози визита катарского эмира стало очень серьезное вложение катарского капитала в местную инфраструктуру, энергетику и логистику. Все это самым серьезным образом вывело Доху вперед в рамках региональной конкуренции в этой части Африки с Эр-Риядом и Абу-Даби. Все эти действия бывшего французского президента рассматривались в Эр-Рияде и Абу-Даби, как следствие планомерной политики Елисейского дворца. В этой связи в том числе собственно и возникли серьезные сложности для французских оружейных компаний в рамках сохранения их контрактов на саудовском и эмиратовском рынках ВТС. Хотя конечно и американские конкуренты в данном случае также не сидели, сложа руки.
Отказ саудовского кронпринца Мухаммеда бен Сальмана сделать остановку во время своего нынешнего зарубежного турне во Франции было расценено французскими оборонщиками, как серьезный сигнал, и побудил их действовать. Прежде всего в рамках снижения влияния самого Н.Саркози и его фактического дезавуирования. Посадить бывшего президента в тюрьму, конечно, не посадят, но из активного оборота в рамках нынешнего расследования его выведут несомненно. Архитектором этого плана восстановления реноме французского ВПК на саудовском рынке выступил бывший министр обороны, а ныне министр иностранных дел Жан-Ив Ле Дриан, который за последний месяц несколько раз был в Эр-Рияде и в принципе составил основной перечень условий КСА для возобновления сотрудничества. Тема сокращения катарского влияния в Елисейском дворце среди них занимала не последнее место. При этом надо учитывать, что Жан-Ив Ле Дриан является главным локомотивом французских усилий на ливийском направлении, и его основными оппонентами там являются как раз силы, за которыми стоит именно Доха. Эти усилия министра принесли свои плоды. Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман Аль Сауд совершит в начале апреля государственный визит во Францию. Об этом в среду сообщается на сайте французского издания «Челленджес». Согласно его данным, 8 апреля принц прибудет в Париж, где встретится с президентом Франции Эмманюэлем Макроном. Планируется, что принц также примет участие в экономическом саммите, на площадке которого ожидается подписание ряда контрактов. По информации агентства Рейтер, визит продлится три дня, до 10 апреля. Как отмечает «Челленджес», визит, которого уже несколько месяцев ждут в МИД Франции, был подготовлен на прошлой неделе в Эр-Рияде, который посетили дипломатический советник Макрона Филипп Этьен, глава французского МИД Жан-Ив Ле Дриан, а также министр экономики и финансов Брюно Ле Мэр. И в данном случае добавим еще две темы, которые будет осуждать саудовский наследник в Париже. Это участие французов в строительстве объектов в рамках саудовской ядерной программы. И утечка о готовящемся визите была сделана Эр-Риядом специально для США, которые пока колеблются в отношении заключения с КСА аналогичных контрактов в связи с рисками распространения ядерного оружия. И вторая — будет обсуждаться тема усиления саудовского финансирования контртеррористической операции Парижа и африканской G6 в зоне Сахеля. Пока Эр-Рияд дал 250 млн долларов, но, по ряду данных, этот взнос может быть увеличен вдвое.

52.24MB | MySQL:103 | 0,558sec