Ситуация в Сомали: февраль 2018 г.

Военный трибунал Могадишо 6 февраля приговорил к смертной казни 23-летнего мужчину, признанного виновным в организации самого смертоносного в истории новейшего Сомали теракта. 14 октября 2017 г. в результате подрыва заминированного грузовика, до отказа заполненного взрывчаткой, в столице Сомали погибли, по официальным данным, 512  человек.

Судьи решили, что Хасан Адан Исак был во главе террористической группы исламистского движения «Аш-Шабаб» — всем известны его связи с «Аль-Каидой» (запрещена в России) — которая организовала и исполнила этот теракт.

Движение «Аш-Шабаб» не взяло на себя ответственность за этот теракт, стремясь таким образом не потерять популярность среди сомалийцев. Однако все указывало именно на него.

Второй обвиняемый по этому делу получил заочно пожизненное заключение. Он обвиняется в том, что предоставил террористам грузовик, который использовался при совершении теракта, а также в принадлежности к движению «Аш-Шабаб». В деле оказался и третий приговоренный. Он получил 3 года тюрьмы за то, что организовал проезд грузовика – бомбы через блок-пост перед взрывом.

8 февраля Совет Безопасности ООН получил доклад группы экспертов, в котором констатировалось, что группировка «Аль-Каида», несмотря на многочисленные удары по ней, сохранила способность к активным действиям, и в некоторых регионах она является более опасной, чем «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России). Эксперты ООН также констатировали, что наиболее дееспособной структурой «Аль-Каиды» в настоящее время является базирующаяся в Йемене «Аль-Каида на Арабском (Аравийском) полуострове».

«Группы, связанные с «Аль-Каидой», остаются основной террористической угрозой в ряде стран, таких как Сомали и Йемен», — отмечается в документе.

Его авторы констатируют, что в Западной Африке и в Южной Азии группы, аффилированные с «Аль-Каидой», являются более опасными, нежели боевики, присягнувшие ИГ. Относительно последних подчеркивается, что «в настоящее время они в ряде мест не в состоянии занять доминирующие позиции».

«Нельзя исключать, что главари ИГ в Ливии переместились в другие конфликтные зоны в Западной Африке и Сахеле», — отмечают они. Еще одно их наблюдение – некоторые группы, связанные с «Аль-Каидой» и ИГ, могут оказывать друг другу взаимную поддержку в ряде регионов, что может создавать новые угрозы.

9 февраля США ввели новые целевые санкции против ряда физических лиц и компаний, оказывающих поддержку ИГ. Ограничительные меры американского казначейства коснулись трех физических лиц и трех компаний, «содействовавших ИГ в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке и в Африке». «Администрация полна решимости победить ИГ, где бы оно н находилось, лишая его источников незаконных доходов», — заявил ответственный за борьбу против терроризма и финансовую разведку казначейства Сигал Манделькер. Среди подвергшихся санкциям – Абдулпатта Эскалон Абубакар. По американским данным, он финансировал структуры ИГ на Филиппинах «по меньшей мере с января 2016 года», поставляя им деньги, оружие и боеприпасы.

Санкции коснулись Юнуса Эмре Закариа и его компании Profesyoneller Elecktronik, базирующейся в Турции. Они подозреваются в оказании логистической поддержки ИГ.

Третий в списке – Мохаммед Мир Али Юфус и его компании Liibaan Trading и Al-Mutafaq Commercial Company, базирующиеся в Сомали. Они обвиняются в финансировании структур ИГ в Сомали.

11 февраля сомалийские власти объявили, что днем ранее была отражена атака боевиков движения «Аш-Шабаб» на город Афгойе, что в 30 км к юго-западу от Могадишо. Как заявил начальник полиции этого города Абдулкадир Осман, отражение атаки потребовало определенного времени. Он заверил, что к 11 февраля правительственные силы «полностью контролировали» город. Ответственность за атаку взяло на себя движение «Аш-Шабаб».

19 февраля власти Сомали назначили новых глав полиции и разведки. Эти две должности были вакантными 4 месяца после того, как с них были сняты предыдущие чиновники, уволенные после самого тяжелого по последствиям теракта, совершенного 14 октября.

Пост начальника разведки занял Хусейн Осман Хусейн, полицию возглавил Башир Абди Мохаммед. Первый из них – депутат парламента, ранее одно время был заместителем министра здравоохранения. Второй до недавнего времени занимал пост заместителя начальника полиции страны.

23 февраля в Могадишо было совершено два теракта с использованием заминированных автомашин. Целями терактов были блок-пост у президентского дворца и один из недавно открытых отелей — Doorbin. В результате терактов погибли по меньшей мере 38 человек, 20 получили ранения. Первый теракт сопровождался боем, что заставляет предположить, что нападавшие попытались прорваться через блок-пост к президентскому дворцу «Вилла Сомалия». По данным представителей сил безопасности, при отражении нападения были убиты 5 боевиков, после чего ситуация вернулась к «нормальной».

Движение «Аш-Шабаб», уже не в первый раз прибегавшее к подобного рода атакам, и в данном случае взяло ответственность за совершение терактов на себя.

23 февраля в Могадишо имел место инцидент с участием угандийских военных из состава контингента африканских миротворцев в Сомали и сомалийскими военными. В результате инцидента погибли 3 сомалийских солдат. По версии угандийцев, сомалийцы первыми открыли огонь по автоколонне, в которой находился командующий угандийским контингентом генерал Пол Локех. Ответным огнем были убиты трое сомалийцев. По версии сомалийцев, они попытались остановить колонну машин на одном из блок-постов, выставленных после совершенных в тот день терактов с задачей не пропускать автотранспорт в центральную часть города. Угандийские военные не подчинились их требованию и с применением силы преодолели выставленные заграждения на одной из главных транспортных развязок Могадишо – перекрестке К-4. Они перевозили раненых гражданских лиц, пострадавших в результате терактов.

28 февраля стало известно, что Уганда примет 2 марта саммит стран, воинские контингенты которых входят в состав Миссии Африканского союза в Сомали (Amisom). На встрече предполагалось обсудить текущую ситуацию в Сомали, механизмы финансирования африканских миротворцев, а также порядок постепенной передачи функций Миссии сомалийской армии. В составе Amisom в настоящее время действуют воинские контингенты от Бурунди, Эфиопии, Кении и Джибути.

6 февраля маленькая «революция» свершилась в самопровозглашенном Сомалиленде. Там «министр» по делам религии Шейх Халиль Абдуллахи Ахмед издал фетву (религиозное предписание), запретившую женское обрезание. Эта практика достаточно широко распространена в ряде африканских стран. Предполагается, что на основании фетвы будет разработан и представлен в «парламент» проект соответствующего закона.

«Эта проблема слишком долго игнорировалась. Жертвами (обрезания – авт.) становились дети, которые никак не могли защитить себя. Сегодня мы заступились за наших дочерей. С этого дня женское обрезание становится преступлением», — заявил министр.

12 февраля глава иммиграционной службы Сомали Мохаммед Джималь Коофи заявил, что его страна в настоящее время не в состоянии присоединиться к соглашению о свободном перемещении людей, которое намерены реализовать страны Восточной Африки. По его словам, одна из причин этого – Сомали не контролирует полностью свои границы.

В целом, складывающаяся в Сомали обстановка говорит за то, что миротворцы явно торопятся покидать эту страну, поскольку очевидно что сомалийская армия и силовые структуры этой страны пока явно не готовы обеспечивать безопасность в ней.

52.27MB | MySQL:103 | 0,478sec