О возможных последствиях для Израиля назначения нового советника по национальной безопасности президента США

Израильские СМИ уделили большое внимание назначению на пост советника президента США по национальной безопасности Джона Роберта Болтона, занимавшего в 2005-2006 года, во времена республиканской администрации президента Джоджа Буша-младшего пост постоянного представителя США в ООН. Практически все израильские комментаторы сошлись на том, что назначение Джона Болтона на этот пост означает, что президент Дональд Трамп намерен изменить политику своей страны в отношении Ирана и КНДР. Такой вывод делается на основании того, что новый советник по национальной безопасности поддерживает применение военной силы против диктаторских режимов в случае, если они угрожают безопасности США. По его мнению, которое он высказывал не раз, лучший путь к ядерному разоружению таких режимов или к прекращению реализации ими программ ядерного и ракетного вооружения – это смена режимов путем прямого военного вмешательства.

В свое время Джон Болтон занимал ряд заметных постов в Государственном департаменте и в Министерстве юстиции США при республиканских администрациях президентов Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего. С 2006 года, после того, как он оставил пост постоянного представителя США в ООН, Джон Болтон работал в качестве исследователя-политолога в Американском институте предпринимательства (American Enterprise Institute). В этот период он регулярно выступал в американских СМИ со статьями, выражающими его взгляды на важнейшие внешнеполитические проблемы США и возможные пути их решения.

Так, всего лишь месяц назад Джон Болтон опубликовал в газете The Wall Street Journal статью заголовком «Юридические основания для нанесения превентивного удара  по Северной Корее». А в 2015 году, когда демократическая администрация президента Барака Обамы вела переговоры с Ираном в попытке достичь заключения ныне действующего соглашения по ядерной программе, Джон Болтон опубликовал в газете The New York Times статью под заголовком «Для того, чтобы остановить Иран, бомбите Иран». В данном контексте уместно вспомнить и о том, что он решительно поддерживал американское вторжение в Ирак в 2003 году.

В отношении действий США против ядерно-ракетной программы КНДР Джон Болтон изложил недавно три возможных , по его мнению, силовых сценария: 1. Прямая атака на северокорейские ядерные объекты, 2. Сбивание северокорейских баллистических ракет во время их испытаний и 3. Покушение на жизнь Ким Чен Ына. Обращает на себя внимание, что при этом он признал, что последствия ответного удара со стороны КНДР могут быть ужасающими, однако по его словам, «никакое иностранное правительство, будь это даже близкий союзник, не может наложить вето на операцию, цель которой состоит в защите американцев от ядерного оружия Ким Чен Ына». Надо полагать, что под «иностранным правительством» Джон Болтон имел в виду в первую очередь правительство Южной Кореи.

Возвращаясь к сугубо израильской проблематике, следует отметить, что в то время, когда Джон Болтон был сотрудником Государственного департамента США, он мало занимался вопросами, связанными с Израилем. Тем не менее, он не без оснований считается горячим сторонником еврейского государства (уместно упомянуть о том, что по вероисповеданию он лютеранин и не связан происхождением с евреями). В Израиле особо отмечают, что в качестве высокопоставленного сотрудника Государственного департамента США он сыграл важнейшую роль в увенчавшихся успехом усилиях американской дипломатии добиться в 1991 году отмены принятой в 1971 году резолюции 3379 Генеральной Ассамблеи ООН, определявшей сионизм в качестве «формы расизма и расовой дискриминации».

В качестве политического комментатора в 2009 году он выступил с резкой критикой так называемого «Отчета комиссии Голдстуона», подготовленного ООН по результатам операции «Литой свинец», проведенной ЦАХАЛом в секторе Газа против боевиков ХАМАСа. Отчет был подчеркнуто антиизраильским и возлагал на ЦАХАЛ ответственность за непропорциональное применение сила против гражданского населения сектора, игнорируя тот факт, что ХАМАС размещал свои военные объекты в густонаселенных кварталах и наносил ракетные удары по израильским населенным пунктом. Глава этой комиссии, американский еврей Ричард Голдстуон пытался после этого объяснять, что отчет возглавлявшейся им комиссии ООН был объективным, а не антиизраильским, но в еврейском государстве он стал своего рода символом еврея-коллаборациониста, активно и цинично действующего против своего народа. Показательно, что Джон Болтон заявил после опубликования «отчета комиссии Голдстуона», что цель этого отчета – «делегитимизации стратегии Израиля, направленной на замирение ХАМАСа».

В 2010 году Джон Болтон был среди основателей произраильской международной общественной организации Friends of Israel Initiative («Инициатива друзей Израиля»), поставившей своей задачей борьбу против попыток делегитимизации еврейского государства. А в декабре 2016 года, когда президент США Барак Обама дал возможность Совету Безопасности ООН принять антиизраильскую резолюцию, Джон Болтон открыто заявил, что Барак Обама «ударил Израиль ножом в спину».

При этом Джон Болтон близок по своим взглядам на пути арабо-израильского урегулирования к израильским правым, то есть, в частности и к нынешнему правительству Израиля. Он не скрывает, что не поддерживает идеи урегулирования арабо-израильского конфликта на основе принципа «двух государств для двух народов», подразумевающий создание независимого палестинского арабского государства на территориях Западного берега (Иудеи и Самарии, пользуясь израильской терминологией) и сектора Газы. В свое время, когда Джон Керри, занимавший пост госсекретаря в администрации президента Барака Обамы, выступил с критикой политики израильского правительства и предостерег, что возможность разрешения арабо-израильского конфликта на основе принципа двух государств все более отдаляется, Джон Болтон заявил в радиоинтервью, что «в качестве части эмпирически воспринимаемой реальности, решение на основе принципа двух государств умерло. Это, пожалуй, единственное, в чем Керри был прав».

В 2014 году Джон Болтон  выдвинул свой альтернативный план арабо-израильского урегулирования на основе того, что он назвал «принципом трех государств». Речь идет о плане, подразумевающем передачу сектора Газа Египту, а Иудеи и Самарии – Иордании, но лишь после того, как будет достигнуто соглашение относительно тех частей Иудеи и Самарии, которые Государство Израиль включит в состав своей суверенной территории. «Иордания относительно легко сможет заново распространить свой суверенитет на те части Западного берега, которые не будут включены в состав Государства Израиль, — заявил он тогда, — Единственная логика, которая стоит за требованием создания палестинского (арабского – В.Ч.) государства это политическая потребность врагов Израиля ослабить и окружить еврейское государство».

Вывод, который делают из этого израильские СМИ, напрашивается сам собой: Джон Болтон отнюдь не возражает против аннексии Государством Израиль тех или иных частей Иудеи и Самарии, например, так находящихся, согласно Норвежским соглашениям, под его полным контролем так называемых «зон С», в которых сосредоточено все полумиллионное еврейское население Иудеи и Самарии. В такой ситуации излишне говорить о том, что право ориентированные СМИ встретили назначение Джона Болтона на пост советника президента США по национальной безопасности с нескрываемым восторгом.

Поскольку премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху известен в качестве сторонника силового давления на Иран с целью остановить развитие его программы ядерных вооружений, очевидно, что позиции нового советника по национальной безопасности совпадают с позициями израильского правительства и в этом отношении. Данное обстоятельство повышает, по мнению комментатором израильских СМИ шанс на военный конфликт с Ираном, в который неизбежно окажется втянутым и Израиль. Обращает на себя внимание, что комментаторы некоторых лево ориентированные израильские СМИ обратили в этой связи особое внимание на реальную возможность иранских (и не только иранских, но и их союзников, прежде всего, ливанской «Хизбаллы») ракетных ударов по израильскому тылу в случае подобного развития событий.

52.24MB | MySQL:103 | 0,456sec