Ситуация в Судане и Южном Судане: февраль 2018 г.

2 февраля стало известно об аресте одного из лидеров основной суданской оппозиционной партии «Аль-Умма» Фадлаллы Брамы Насира. Он был арестован после серии антиправительственных манифестаций, участники которых протестовали против повышения цен на хлеб. Насир был арестован сотрудниками Национальной службы разведки и безопасности (NISS) по месту жительства.

Партию «Аль-Умма» возглавляет бывший премьер-министр Судана Садек аль-Махди, свергнутый в 1989 г. в результате военного переворота, во главе которого стоял генерал Омар аль-Башир, действующий президент страны.

Насир – генерал в отставке, бывший начальник Генштаба и министр обороны в период нахождения у власти С.аль-Махди.

В распространенном в Хартуме коммюнике партия «Аль-Умма» «осудила арест одного из ее руководителей и ряда других лиц и потребовала их немедленного освобождения, либо суда над ними». По данным партии, несколько ее активистов были арестованы после манифестации 1 февраля.

Манифестации против двухкратного повышения цен на хлеб, вызванного передачей функции импорта зерна частному сектору, проходят в Судане с начала января. Все они подавлялись полицией.

Ранее послы стран Евросоюза призвали суданские власти освободить арестованных участников манифестаций. Среди них значится, в частности, генсек Компартии Судана Мухтар аль-Катиб.

8 февраля суданские спецслужбы изъяли тиражи трех газет, которые освещали манифестации против роста цен на хлеб. Речь шла про издания «Ат-Тайяр», «Аль-Мидан» и «Аль-Джадида».

15 февраля посольство США в Хартуме выразило тревогу в связи с арестами сотен оппозиционеров и активистов протестных движений, заявив, что они содержатся в «нечеловеческих условиях».

Оказавшись под давлением со всех сторон, суданские власти 18 февраля освободили десятки оппозиционеров и активистов. Все они содержались в тюрьме Кобар на севере Хартума. Власти предложили журналистам прибыть к тюрьме в момент их выхода на свободу. Как заявил вышедший к прессе представитель властей, узники были освобождены «по приказу президента Омара аль-Башира».

8 февраля президент  Омар аль-Башир объявил о начале реализации некоей судано-российской программы, призванной усилить военные возможности Судана. Как сообщили государственные СМИ, цель этой программы – придать импульс развитию суданской армии с тем, чтобы она была в состоянии противостоять любой угрозе. Об этом сообщил глава Судана в выступлении перед большой аудиторией офицеров и солдат в приморском городе Порт-Судан. «Мы готовы противостоять любой угрозе против нашей страны»», — заявил О.аль-Башир, которого процитировало официальное информационное агентство Suna.

Этот «барабанный бой» из Судана зазвучал по следам визита О.аль-Башира в Москву в ноябре прошлого года, в ходе которого он обратился к своему российскому коллеге с просьбой «защитить» Судан от США. Эти слова вызвали изумление в Вашингтоне, поскольку они прозвучали несколько недель спустя после того, как США частично сняли эмбарго, действовавшее свыше 20 лет против Судана.

Хорошо известно, что РФ и Китай являются основными поставщиками вооружений для Судана. Международный уголовный суд выдал два мандата на арест О.аль-Башира, обвиняемого в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях в Дарфуре …

11 февраля О.аль-Башир поменял руководство NISS. Вместо Мухаммеда Атты всесильную суданскую спецслужбу возглавил Салах Абдалла Мухаммед Салех. Новый шеф NISS – выходец из этой структуры. Более того, одно время он даже возглавлял ее, прежде чем не впал в немилость в 2009 г., когда его сменил все тот же М.Атта. Тогда он даже попал в тюрьму по обвинению в вынашивании планов по свержению О.аль-Башира, однако позднее был помилован.

27 февраля О.аль-Башир поменял руководство Генштаба суданской армии. В отставку был отправлен генерал Эмадеддин Адави, занимавший этот пост с февраля 2016 г. Его место занял генерал Камаль Абдельмааруф, до этого занимавший пост генерального инспектора суданской армии.

15 февраля хартумское представительство Бюро ООН по координации гуманитарных операций сообщило, что в 2018 году Судан может принять дополнительно около 200 тысяч новых беженцев из Южного Судана, бегущих из этой страны из-за боевых действий и голода. По данным ООН, Судан уже принял 417 тысяч беженцев из Южного Судана.

 

3 февраля Госдеп США объявил о решении Вашингтона прекратить поставки оружия в Южный Судан в связи с идущей там с декабря 2013 года гражданской войной. «В ответ на продолжение насилия и жестокости в отношении мирного населения и сотрудников гуманитарных организаций США решили ограничить поставки оружия для Южного Судана», — отмечалось в коммюнике Госдепа. При этом подчеркивалось, что речь идет о всех сторонах конфликта. Аналогичные меры предложено предпринять и странам – соседям Южного Судана. «Наше послание ясное – США, страны региона и мировое сообщество не останутся безучастными к тому, что гибнут мирные южносуданцы», — отмечалось в документе.

Реакция из Джубы последовала незамедлительно. Там состоялась явно санкционированная властями и очень немногочисленная манифестация «протеста». Ее участники продефилировали перед посольством США в Джубе, а затем забросали камнями основную базу Миссии ООН в Южном Судане (Minuss). По уже ставшей давней традиции «миротворцы» мирно проигнорировали фактическое нападение на их базу. В ходе манифестации ее участники избили американскую журналистку.

5 февраля в Аддис-Абебе начался новый раунд переговоров, в очередной – и бесчисленный — раз призванных добиться установления мира в Южном Судане. Как предупредил участников переговоров глава МИД Эфиопии Воркна Гебейю, «это действительно последний шанс для вас проникнуться ответственностью и предпринять необходимые меры с тем, чтобы восстановить мир в Южном Судане». Несмотря на это предупреждение, переговоры не сдвинулись с «мертвой точки», поскольку стороны обменялись взаимными обвинениями в продолжении боевых действий.

В предыдущий раз соглашение о прекращении огня было подписано 24 декабря 2017 г., однако как и предыдущие, оно было тут же сорвано.

7 февраля Minuss объявила об освобождении (от воинской службы) более чем 300 детей – солдат, в том числе 87 девочек. Всего предполагалось демобилизовать 700 детей – солдат в регионе Ямбио. Из них 563 – в силах, верных президенту Сальве Кииру, 137 – из рядов повстанцев. Миротворцы сообщили, что ведут переговоры об освобождении детей-солдат и в других регионах Южного Судана.

12 февраля бывший официальный представитель южносуданских повстанцев Джеймс Гатдет Дак был приговорен к смертной казни через повешение по обвинению в измене. Этот вердикт был вынесен год спустя после того, как он был выдворен из Кении, где имел статус беженца. Бывший журналист получил также 21 год тюрьмы. Этот срок он должен провести в камере до приведения в исполнение смертного приговора.

Бывший представитель повстанцев был выдворен из Кении после того, как он поддержал решение ООН о выдворении из Миссии ООН в Южном Судане кенийского генерала, обвиненного в неспособности защитить мирное население.

20 февраля стало известно, что южносуданские повстанцы освободили двух кенийских пилотов, находившихся у них в плену более месяца после того, как их самолет совершил вынужденную посадку в районе Акобо на востоке Южного Судана близ границы с Эфиопией. При этом погиб один человек на земле, а также несколько голов скота. Пилоты были освобождены после того, как повстанцы получили около 108 тысяч долларов за причиненный ущерб. Выплату осуществила авиакомпания и ее страхователь.

23 февраля Комиссия ООН по правам человека опубликовала список из более чем 40 южносуданских высокопоставленных чиновников, идентифицированных как участники совершенных в ходе гражданской войны преступлений против человечности и военных преступлений. В совершении преступлений эксперты ООН обвинили не только представителей властей, но и их визави со стороны повстанцев. Что касается упомянутого выше списка, то в него попали 3 губернатора, 33 генерала и 5 полковников, которые могут быть преследоваться за упомянутые преступления в силу нормы «ответственность старших должностных лиц». Комиссия ООН потребовала от Африканского союза «немедленно» сформировать «гибридный» трибунал, как это было предусмотрено мирным соглашением от августа 2015 года, которое, впрочем, так и не заработало.

По любому, самый интересный вопрос месяца, оставшийся без внятного ответа – что вызвало отставки в верхушке суданской армии и спецслужб? Ответ на него может находиться лишь в области предположений. В условиях, когда в стране ширится протестное движение, у власти могло появиться желание каким то образом показать, что она реагирует на него.

52.26MB | MySQL:103 | 0,501sec