О развитии отношений между Суданом и Катаром

Судан и Катар в понедельник в Хартуме подпиcали соглашение о партнерстве на сумму 4 млрд долларов для развития и управления портом Суакин в Восточном Судане на Красном море. Судан был лишен иностранных инвестиций в свои порты и терминалы Красного моря из-за экономических санкций против страны, в то время как многие государственные и частные фонды по стратегическим и коммерческим причинам инвестировали огромные суммы денег в прибыльное управление морскими терминалами в разных странах региона, прежде всего в Джибути. Факт подписания этого соглашения был обнародован министром транспорта, дорог и мостов Судана Маккави Мухаммедом Авадом на совместной пресс-конференции, состоявшейся в Порт-Судане с министром транспорта и коммуникаций Катара Джассимом Саифом Ахмедом ас-Сулейти за день до подписания контракта. «Катар и Судан договорились о новом совместном партнерстве для полного восстановления и управления портом Суакин, так как торжественная церемония подписания состоится завтра (26.03) в Хартуме», — сказал Авад журналистам. Далее он сообщил, что проект будет завершен к 2020 году и обойдется в 4 млрд долларов, из которых 500 млн долларов покроет первый этап. Катар будет финансировать проект, но Судан будет держать 51%  акций, в то время как Катар получит 49%. Он сообщил, что сделка была достигнута после четырех встреч в Дохе и Хартуме для обсуждения планов модернизации морского порта и превращения его в одно из стратегических объектов в стране. Проект включает в себя свободную зону, а также инфраструктуру морского порта. При этом министр не огласил срок действия соглашения, но, по ряду данных, он составит 20 лет с возможностью пролонгации до 50 лет. По данным ряда экспертов, этот проект в общем-то не будет сильно отличаться в своей стратегии от аналогичных сделок с иностранными государствами или частными компаниями: стороны устанавливают отделение портовых властей от портового оператора. Последний фокусируется на прибыльных коммерческих услугах, в то время как первый работает над общей политикой и правилами. Этот проект сам по себе означает весомую заявку Судана, который еще называют «воротами в Африку», на превращение в транзитную  региональную африканскую державу. Но это вопрос в большей степени экономический, между тем как сам факт входа катарцев в Суакин более преследует цель политическую. И прежде всего в рамках укрепления своего влияния в Судане в противовес аналогичному усилению своих региональных противников в лице АРЕ-ОАЭ в Эритрее, Сомалиленде и Йемене. Напомним, что в декабре прошлого года Судан и Турция договорились развивать совместные туристические проекты в Суакине, который был важным портом в Красном море во время турецкого правления. Также Анкара заявила, что восстановит исторические места порта. Это соглашение тогда вызвало мощный политический кризис в регионе, поскольку Каир и Абу-Даби посчитали такой шаг Анкары первым в ряду построения своей военно-морской инфраструктуры в Судане. Египтяне ввели свой ограниченный контингент в Эритрею в непосредственной близости от границы с Суданом. Суданцы в союзе с эфиопами начали концентрировать своих военных для вторжения в Эритрею. Одновременно Хартум и Аддис-Абеба заявили о своем выходе из переговоров с АРЕ по  плотине «Возрождение» на Голубом Ниле. Тогда Каир сдал назад, вывел своих военных из Эритреи и инициировал переговоры с Хартумом по целому ряду проблемных двусторонних вопросов, включая спорные территории в Халаибе, отводе египетских «Братьев-мусульман» из их тренировочных лагерей из района судано-египетской границы вглубь Судана, а также достижения компромисса по вопросу совместного мониторинга границы. И еще месяц назад в общем-то эксперты констатировали  большой прогресс в египетско-суданских отношениях: стороны демонстрировали обоюдный оптимизм, а Хартум возвратил своего посла в Каир.

Не все так просто. Мы уже тогда призывали не обольщаться: противоречия между Каиром и Хартумом носят более системный характер, и они не ограничиваются только фактором нахождения у власти в Судане в общем-то классических «Братьев-мусульман». В данном случае надо иметь ввиду традиционное и историческое соперничество Судана и Египта, которое имеет глубокие исторические корни и не связано с конкретным лидером, который находится у власти в той или иной стране.  В принципе нынешний контакт это подтверждает: Судан не отказывается от своей завязки на Доху, поскольку последняя предложила очень солидный куш. Естественно катарцы действуют так в рамках ответных мер по срыву или, по крайней мере, серьезного замедления прогресса в судано-египетских отношениях. Во время консультаций на прошлой неделе в Хартуме главного куратора египетских спецслужб Аббаса Камеля обсуждался, помимо вопросов совместного мониторинга границы, и вопрос прекращения контрабанды катарского оружия через суданский транзит на Синай и в Ливию. Вроде бы достигли согласия, и вот последовал ответ Дохи, что ставит все предыдущие усилия египтян под большой вопрос. В этой связи отметим, что суданский президент О.аль-Башир начал очень рискованную игру. Явный реверанс в сторону Катара (и Анкары) может быть очень негативно воспринят не только в Каире, но и Эр-Рияде, который также не сильно любит Доху и при этом еще является главным финансовым спонсором Судана. Напомним, что  именно два года назад в ответ отказа Хартума от своих отношений с Тегераном в военной сфере, Эр-Рияд начали курс на сближение: помимо регулярных траншей на поддержание суданского фунта, КСА предложило очень много усилий в рамках убеждения Вашингтона снять санкции с Хартума. В ответ суданские военные отправились в Йемен в составе сил аравийской коалиции. И Эр-Рияд видимо посчитал после этого дело сделанным. Но на Востоке говорят: «чего стоит уже оказанная услуга». Тем более, что с учетом дефицита своего бюджета Саудовская Аравия перестала переводить финансовые транши в Центробанк Судана, а это сразу резко ослабило степень любви Хартума к Эр-Рияду. В двусторонних отношениях наметился кризис, и для его преодоления в суданскую столицу засобирался с визитом король Сальман. Рискнем предсказать, что с учетом нынешнего соглашения с Катаром все подготовительные процедуры в рамках его осуществления будут максимально ускорены.

52.21MB | MySQL:103 | 0,566sec