Об иракско-вьетнамском сотрудничестве по производству продуктов питания

26 марта Министерство сельского хозяйства Ирака объявило о намерении сократить площади, отводимые под будущие посевы риса. Представитель ведомства, Махди Дамид аль-Кайси комментируя эту новость представителям местных СМИ и турецким журналистам, пояснил, что это намерение обусловлено нехваткой водных ресурсов для орошения рисовых полей. Площади, отведенные в предыдущие годы под посевы риса, достигали 200 тысяч дунамов (1 дунам равен 1000 кв. м). Урожай риса в прошлом сезоне составил свыше ста тысяч тонн.

Таким образом, первое очевидное следствие проблемы сокращения дебета рек в Ираке налицо. Рис требует большого количества воды, и без нее вырастить его невозможно. Власти страны столкнувшиеся с перспективой нехватки воды в этом году стараются предпринять меры компенсационного характера. В части решения проблемы производства риса, Министерство торговли в лице Генеральной торговой продовольственной компании было уполномочено на создание совместного предприятия с Вьетнамом. Иракской стороне в нем принадлежит 55%.

Кроме поставок риса совместная компания займётся производством и поставками в Ирак чая – оба эти продукта крайне востребованы и входят в основную группу потребительской корзины в Ираке. С юридической точки зрения компания рассматривается как субъект внешних инвестиций и ее высшим исполнительным органом будет являться совет правления, ежегодно отчитывающийся перед совместной финансовой ревизионной комиссией.

В основе решения принятого Министерством торговли Ирака лежит практика погашения Вьетнамом долгов за поставки нефти, осуществлявшиеся еще при прежнем режиме. Вьетнамская сторона рассчитывалась поставками продовольственных товаров, в том числе тех же риса и чая. Схема эта действовала и в рамках пресловутой программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», введенной в 1990-е гг. после установления международной блокады Ирака и введения санкций против правительства С. Хусейна.

В свою очередь, новая экономическая политика вьетнамских властей сделала возможной реализацию внешних инвестиционных схем и создание совместных предприятий. Расчёт поставками чая и риса выгоден в нынешней ситуации обеим сторонам.

М.Д. аль-Кайси также сообщил журналистам, что после получения всех необходимых одобрений со стороны министерств финансов, торговли и Центрального банка Ирака, компания была официально зарегистрирована под названием «Водати» в соответствии с вьетнамским законом об инвестициях от 7.01.1999 г. в качестве независимого субъекта, действующего сообразно Закону Вьетнама о развитии производства чая. Площадь, отведенная под эту культуру составит 1 119,388 гектара, высаживаться будут первоклассные сорта. Кроме того, компания модернизирует три чаеразвесочные фабрики. 95% продукции будет направляться на иракский рынок и на экспорт. Участие иракской стороны составит около 8,3 млн долларов США, внесенных правительством Вьетнама в качестве погашения долга перед Ираком, доля же Вьетнама в уставном капитале составит 6.8 млн долларов США. Оценкой объектов и имущества, отходящего к компании, занимались независимые аудиторы и итоговое участие партнеров определено в процентном соотношении 55% (Ирак) и 45%  (Вьетнам).

Определенно, если бы такой логикой руководствовались в свое время, в Москве, те, кто принимал решение о списании иракских долгов перед СССР, не менее трети промышленности Ирака вполне могло находиться под контролем российского капитала.  Но, как это зачастую бывает, политические соображения, а, возможно, и полное отсутствие таковых в любом их виде, находятся в основе многих поступков должностных лиц, и история со списанием долгов большинства должников — арабских стран, включая Ирак, перед СССР/Россией, является тому подтверждением.

Представитель Министерства торговли разъяснил, что при расчете проекта компании учитывались обязательства Вьетнама по балансу расчетов в период с 2000 по 2009 гг. и поставленному объему продовольствия. Также, в своих действиях министерство исходило из ценовой конъюнктуры на чай, входящий в потребительскую корзину для населения и распределявшийся в ряде случаев по субсидиям.

М.Д.аль-Кайси еще раз акцентировал внимание прессы на «полной прозрачности и подотчётности деятельности компании и важности того обстоятельства, что компания утверждает присутствие Ирака во Вьетнаме». Потенциально, сотрудничество между двумя странами может быть расширено и расширено весьма существенно. Вьетнамские рабочие имеют опыт работы на Ближнем Востоке, кроме того страна располагает большим количеством производств и технологий, востребованных в Ираке. Сам же Вьетнам с его быстро растущей экономикой является потребителем иракской нефти и, в перспективе, газа.

Функционирование подобного предприятия является одним из немногих положительных примеров того, когда государственные деньги Ирака оказались не только не утерянными, но и приносят пользу своей стране. Всего, по некоторым оценкам, сумма денежных средств, собственности, долей у капитале различных предприятий и бизнесов, принадлежавших Ираку, не частным бизнесменам, а государству, и безвозвратно потерянных, либо конфискованных после падения режима С. Хусейна, составляет около 45 млрд (!) долларов США. Если сопоставить эти данные с кражей активов Ливийской Джамахирии, беззастенчиво присвоенных себе США и странами ЕС, становится понятно, что кроме всего прочего, организация свержения законных правительств суверенных стран это еще и очень выгодный бизнес, а по сути – международный вооруженный разбой под личиной защиты прав человека и демократических свобод.

Возвращаясь к теме сокращения посевных площадей под рис, что удалось компенсировать вьетнамским венчуром, главная причина его – нехватка воды стала 28 марта, предметом рассмотрения на заседании кризисной комиссии, сформированной Министерством промышленности и минеральных ресурсов.

Одним их возможным предикативных решений стала рекомендация всемерно усилить использование воды реки Евфрат. Основная потребительская нагрузка в Ираке приходится на Тигр, на берегах которого расположен Багдад. Еще одной мерой стала компаний по очистке и приведению в порядок гидротехнических сооружений, каналов и проведение работ на водохранилищах для увеличения их емкости и предотвращения утечек воды.

52.18MB | MySQL:103 | 0,466sec