Интервью директора Иракской государственной нефтяной торговой компании изданию Iraqi Oil Report

Генеральный директор Иракской государственной нефтяной маркетинговой компании (State Oil Marketing Company), Аля аль-Ясири дал интервью изданиюу Iraqi Oil Report в котором привел некоторые подробности текущего состояния нефтяного экспорта и перспектив его развития. Мы приводим это интервью с небольшими сокращениями.

Вопрос: Каков по вашей оценке объем средней экспортной отгрузки нефти в 2018 году?

— Сейчас, исходя из реальных отгрузок с начала года я могу привести вам совершенно точную цифру: в среднем, в сутки мы отправляли на экспорт 3 миллиона 459 тысяч баррелей. В остальном же, все будет зависеть от того, как будет решен вопрос с поставками через Джейхан. Если они возобновятся, то, с учетом наших продаж в Иран, эта цифра может возрасти. Если брать только южное направление экспорта, через Басру, то мы предполагаем выйти на величину в 3 миллиона 600 тысяч баррелей. У нас готовы к отправке партии нефти из Киркука, около 250 000 баррелей.

Вопрос: Как вы думаете, увеличение нефтяного экспорта Ирака приведет к противоречиям с нынешним курсом ОПЕК?

— Ограничения ОПЕК касаются не продаж, а производства нефти. Мы не увеличиваем ее производство. Вся добываемая нефть, в том числе, и киркуская отправляется на НПЗ, в центральной и южной частях страны. Есть объемы, которые мы складируем, хотя они могли бы быть отправлены на экспорт. Наша квота, в соответствии с решениями ОПЕК соотносится с северным и южным экспортом иракской нефти. В настоящее время задействован только южный маршрут.

Вопрос: Как вы можете прокомментировать недавние пресс-релизы Министерства нефти о сокращении отгрузок с терминалов Басры?

— Да, там имела место быть техническая проблема с трубопроводом, проложенным по морскому дну. Из-за нее мы не можем выйти на упомянутые 3 миллиона 600 тысяч баррелей.

Вопрос: Мы слышали также сообщения, подкрепленные снимками со спутников, об утечках нефти в районе Басры. Какова их причина?

— Я об этом ничего не могу сказать. Этот вопрос относится к компетенции нефтяной компании Басры. Скорее всего, это может быть связано с тем, что я сказал выше.

Вопрос: Какова отгрузочная мощность терминала в Басре?

— Сегодня это 3 миллиона 700 тысяч баррелей нефти в сутки. Мы уже выходили на это значение. Мы работаем над открытием новых терминалов. В Иране. В иорданской Акабе. И, разумеется, ведется работа по возобновлению экспорта через Джейхан.

Вопрос: Что вы можете сказать о работе терминала в Хор аль-Амайя?

—  Это важная часть в нашем экспорте. Технически терминал уступает возможностям Басры. Там меньшие глубины и причалы могут принимать танкера меньшей вместительности.  Там ведутся работы для приема танкеров, способных принимать миллион баррелей нефти, сейчас это 600 – 700 тысяч баррелей. Мы просим нефтяную компанию Басры предпринять необходимые шаги по увеличению отгрузок через этот терминал.

Вопрос: SОМО достаточно успешно торгует сортом нефти «Басра тяжелая». Сейчас она составляет до 25% от экспорта. Каким Вы видите соотношение сортов нефти «легкая» и «тяжелая» в ближайшие год-два?

— «Тяжелой Басры» мы продаем 800-850 тысяч баррелей в сутки. Это количество, по всей видимости, будет меняться по мере развития производства нефти. На ближайшее время оно останется неизменным. Наша нефть по характеристикам близка к «средней». Если мы отделим легкие фракции, выделим их в отдельный сорт согласно стандартам API с процентным содержанием тяжелых фракций до 34%, то мы сможем назвать то, что в итоге получится, третьим, «средним» сортом. Эта работа ведется, но не является первоочередной. На сегодня мы торгуем два сорта: «Басра легкая» и «Басра тяжелая». Средний сорт появится и произойдет это за счет нынешнего «легкого» сорта. После сепарации легких фракций, нынешняя «легкая» станет «средней». Мы изучаем спрос на этот сорт и все связанные с его поставкой технические вопросы.

Вопрос: Каковы планы SОМО по диверсификации поставок?

— Тут мы исходим из приоритета увеличения выручки от продаж и понимания того появление нового продукта, той же «Басры средней», потребует некоторого времени для его принятия рынком.  Кроме того, наши нынешние сорта нефти вполне конкурентоспособны и являются стандартными для целого региона. Естественно, мы будем учитывать решения ОПЕК и общую ситуацию на рынке.

Вопрос: Каковы планы и сроки по восстановлению трубопровода на Джейхан?

—  Тендер уже объявлен и Северная нефтяная компания получила 96 предложений от различных компаний, которые будут рассмотрены в координации с государственной компанией по нефтяным проектам.  Но вводу трубопровода в строй должно обязательно предшествовать решение о передаче его под полный контроль SОМО.

Вопрос: Есть ли у вас намерение использовать трубопровод находящийся под контролем Курдистана и «Роснефти», ведь восстановление нефтепровода из Киркука, в любом случае, не будет быстрым делом.

— Все возможно. Это, прежде всего будет зависеть от политического решения. Кроме того надо будет понять ситуацию с долгами, платежами и отчислениями. Кто, кому, сколько и за что должен будет платить. Мы не знаем подробностей соглашения между «Роснефтью» и правительством Иракского Курдистана и, в любом случае, SОМО лишь технический исполнитель и будет выполнять то, что ей скажут министр нефти и премьер-министр страны.

Вопрос: Какие еще препятствия существуют на северном экспортном направлении?

—  Наше соглашение с Турцией касательно экспорта по трубопроводу, подписанное на высшем уровне, предусматривало то, что вся транспортная система должна подчиняться SОМО.  Сейчас Ирак подал исковое заявление против Турции, нарушившей этот пункт соглашения. При этом иракская сторона отвергает увязку этого вопроса с выплатой туркам причитающихся им долгов курдской стороны. Мы рассчитываем на вынесение судебного вердикта в нашу пользу. Исковой объем оценивается в 15 миллиардов долларов США. При этом мы понимаем важность Джейхана для нашего экспорта в Европу и надеемся, что решение на политическом уровне могло бы быть найдено. SОМО не инициировало этот иск и является техническим оператором проекта, заинтересованным в его скорейшем запуске. Остальное является прерогативой наших юристов и политического руководства.

Как видно из интервью, в ближайшее время, рассчитывать на возобновление работы северного экспортного маршрута для иракской нефти, не приходится. Это означает, что даже в случае отмены квот ОПЕК, дополнительные 450-600 тысяч баррелей киркукской нефти не поступят на рынок одномоментно. Хоть Ирак и располагает возможностями нарастить продажи до 4- 4.5 миллионов баррелей в сутки, проблемы с турецкой стороной и неготовность иорданского трубопровода – его строительство займет не менее трех лет, а также текущие неполадки и имеющиеся ограничения инфраструктуры в Басре, определят сохранение нефтяного экспорта Ирака на его нынешних значениях, заметим, предельных.

52.22MB | MySQL:103 | 0,569sec