Перспективы конфронтации Израиля и Ирана в случае ухода США из Сирии

В четверг президент США Д.Трамп своим высказыванием вновь подтвердил кажущиеся удручающими в Израиле догадки относительно того, что с победой над запрещенной в России группировкой «Исламское государство» американское участие в сирийских делах закончится. Президент Соединенных Штатов, выступая в штате Огайо, отметил: «Мы вышибаем дух из ИГ, мы уйдем из Сирии… Пусть другие люди теперь позаботятся о ней». Ранее подобная риторика со стороны Вашингтона уже провоцировала обеспокоенность в Иерусалиме, вызванную тем, что при таком сценарии развития событий в диалоге по вопросу будущего САР Израиль останется наедине с Россией и её партнером – Ираном, который с израильских позиций абсолютно не выглядит дружественным.  Если дополнить это сохранением у власти Б.Асада, за время сирийского конфликта продолжавшего последовательно настаивать, что главный враг Сирии все же Израиль, то страна получит у своих ближайших границ крайне опасные перспективы.

Еще до упомянутого признания Д.Трампа израильское правительство недвусмысленно намекало американской администрации, что не довольно недостаточным вмешательством Вашингтона. Как сообщал 10 канал израильского телевидения, ссылаясь на неназванные источники в правительстве ближневосточного государства, Иерусалим, прежде всего разочарован тем, что слова представителей США расходятся с их делами. Преимущественно это касается роста иранского влияния в САР, которое, по словам того же источника не воспринимается в Белом доме достаточно серьезно, т.к. не представляет непосредственной опасности для Соединенных Штатов.

Такой подход существенно усложняет варианты развития событий в т.н. proxy war, суть которой заключается в том, что силы, инициировавшие развитие конфликта борются в нем чужими руками. Ранее, прорабатывая данный сценарий, Израиль исходил из того, что такой концепцией будет пользоваться Тегеран, избегая прямого столкновения с «сионистским образованием» и передавая обязанности по его ведению, например, ливанской «Хизбалле». Однако уход США из Сирии в сочетании с тем, что от своих интересов на Ближнем Востоке администрация Д.Трампа отступать все же не планирует, превращает главного, как уверяют американские чиновники, регионального друга Вашингтона в его солдата, который своими руками должен будет победить Иран, с высокой долей вероятности разрушив в процессе нормальные отношения с Россией.

Не совсем понятные трансформации на этом направлении американо-израильских отношений могут произойти и в связи с перестановками среди представителей властей США, ответственных за принятие внешнеполитических решений. Громким событием здесь, как мы помним, стала прогнозируемая, но во многом и неожиданная отставка госсекретаря Р.Тиллерсона. После неё в израильской прессе никто особой горечи не выразил, да и представители истеблишмента, скорее, приветствовали его смену на более произральского кандидата. Однако именно Р.Тиллерсон был в числе тех, кто настаивал, что уход США из Сирии приведет к негативным последствиям, прежде всего для Израиля. Так, еще в январе, обозначая контуры ситуации в случае возможного дистанцирования США от сирийских дел, он говорил: «Как мы могли заметить из иранских прокси-войн и публичных заявлений, Иран стремится к доминированию на Ближнем Востоке и уничтожению нашего союзника – Израиля… Будучи дестабилизированным государством, граничащим с Израилем, Сирия предоставляет возможность, которую Иран слишком хочет использовать».

Израильскую прессу в сказанном Д.Трампом в четверг особенно насторожила формулировка о «других силах», конфигурации которых предельно ясны – Россия и Иран. В этой связи электронное издание Times of Israel назвало заявление американского президента «популизмом». Способствуют распространению алармистских настроений и сообщения в СМИ о том, что, по мнению Д.Трампа, США слишком сильно тратятся на ближневосточную политику, получая взамен недостаточную отдачу. Мало того, как предполагает эксперт Школы передовых международных исследований Университета Джонса Хопкинса Д.Роткоф, Д.Трамп потенциально может «бросить» Израиль и на иранском направлении в целом, будучи увлеченным перспективами продвижения в вопросе ядерной программы Северной Кореи. В отличие от многих своих коллег в возможность избежать аналогии и прецедента при решении данной проблемы сразу с двумя государствами он не верит.

Впрочем, говорить о том, что Израиль окончательно перестал надеяться на своего главного друга и соратника в лице США, пока нет оснований. Свидетельством тому служит отсутствие к настоящему моменту официальных комментариев израильского правительства относительно явно нелицеприятных и настораживающих слов Д.Трампа. Следовательно, Иерусалим все ещё может надеяться решить вопрос в режиме закрытых консультаций и добиться от США если не активизации их роли, то хотя бы сохранения присутствия в Сирии, что потенциально позволяет иметь дополнительное воздействие на Москву, а значит в какой-то степени и Тегеран.  Однако это не означает и полного доверия. В практическом плане страна продолжает подготовку и к силовому противостоянию на всех возможных фронтах, включая не только перспективу proxy war, но и столкновение с Ираном. Так, в четверг кувейтская газета Al-Jarida сообщила, что самолеты F-35 ВВС Израиля достигли иранского воздушного пространства, совершив полет через территорию Сирии и Ирака. Предположительной их задачей, по данным местных источников, мог стать поиск объектов, связанных с иранской ядерной программой, что, вероятно, позволило бы повторить нашумевший в последнее время сценарий с уничтожением строящегося сирийского реактора в 2007 г. Помимо этого, израильтяне таким способом могли продемонстрировать, что не забыли февральские инциденты с Ираном и Сирией.

62.82MB | MySQL:102 | 0,532sec