Ирак: о диверсификации нефтяного экспорта в КНР

В понедельник, 26 марта, Аля аль-Ясири, генеральный директор иракского государственного нефтетрейдера, компании SОМО обнародовал планы создания совместного предприятия с китайской нефтяной компанией «Женхуа» (ZhenHua).

По его мнению, новое СП даст Ираку «хорошую возможность для поставок нефти в Китай – источник основного спроса на углеводороды на Дальнем Востоке».

China ZhenHua Oil Co., Ltd. – таково полное наименование нового партнера SОМО была основана в 2003 г. и принадлежит китайской государственной компании НОРИНКО (очень похожей на «Ростех»).

Структура совместного предприятия будет точно такой же как у существующего Iraq Petroleum Trading, ранее именовавшегося Lima Energy Ltd, совместного предприятия между SОМО и Litasco (ЛИТАСКО) – дочерней структурой «Лукойла».

Компания ЛИТАСКО была основана в Швейцарии в апреле 2000 года, имеет зарегистрированные дочерние предприятия в десяти странах мира, включая США, Европу, Среднею Азию и Сингапур. ЛИТАСКО является единым оператором международной торговли OAO «Лукойл», осуществляющим все поставки и трейдинговые операции группы «Лукойл» за пределами России.

Сравнивая особенности двух предприятий, А.аль-Ясири отметил, «что и там, и там мы делимся прибылью, проводим программы обучения персонала и обмениваемся опытом, но в случае с ЛИТАСКО, речь идет о поставках нефти по всему миру, тогда как новое СП с «Женхуа» будет ориентировано исключительно на рынок Китая.

Сама «Женхуа» проводит в настоящее время переговоры с Директоратом по контрактам и лицензированию Министерства нефти Ирака касательно работ на Восточном Багдадском нефтяном месторождении, находящемся в управлении «Серединной нефтяной компании» (Midland Oil Company, MdOC). Это месторождение, оценочно располагающее 8 млрд баррелями нефти производит на сегодня всего 10 тысяч баррелей нефти в сутки. Привлечение к добыче «Женхуа» по расчетам Министерства нефти Ирака позволит увеличить добычу до 40 000 баррелей нефти и 20 млн куб. футов связанного газа.

Соответствующий меморандум о взаимопонимании уже подписан и находится на рассмотрении в правительстве страны – заявил А.аль–Ясири. Представитель «Женхуа» в свою очередь подтвердил, что речь пока идет лишь о желании организовать такую работу, но «никакого контракта пока не подписано».

«Пока сделка с «Женхуа» находится на стадии рассмотрения, процесс создания СП с китайской компанией проходит точно такие же два этапа в своем становлении, как это было апробировано с ЛИТАСКО», — разъяснил журналистам А.аль-Ясири.

«На первом этапе речь идет об участии в прибыли и в продажах, затем, мы, и если они готовы, начинаем вникать в их работу и смотрим, сможет ли SОМО купить их акции, обычно это длится где-то в течение года, после чего происходит регистрация компании, где мы выступаем в качестве акционеров», — представил директор SОМО алгоритм взаимодействия с китайскими партнерами.

Для SОМО такое предприятие дает хорошие преференции при организации продажи нефти в Китай по сравнению с конкурентами – Саудовской Аравией и Ираном.

«Это обычная практика, предлагаемая нашим постоянным клиентам», — добавил А.аль-Ясири.

«Когда они приходят к нам, ни выставляют аккредитив и подписывают контракт, платежные механизмы используются точно такие же, как и другими покупателями. В случае с Iraq Petroleum Trading мы не ограничиваем их в том, куда продавать нефть и участвуем в прибыли», — подчеркнул глава SОМО.

Проект с «Женхуа», так же как и с ЛИТАСКО является частью стратегии SОМО активизировать свое участие в глобальной нефтяной торговле. Переговоры о взаимодействии ведутся с китайским нефтеперерабатывающим гигантом Unipec, с мировым товарным трейдером, компанией Guvnor, рядом пока не раскрываемых компаний из Индии, Южной Кореи, США, Японии и Европы.

«На длю этих и им подобных СП будет приходится не более 10% нашего нефтяного экспорта», – подытожил А.аль-Ясири.  «Сейчас это 1% — 3% будет реализован с «Женхуа» и 2% – с ЛИТАСКО. Они будут получать выгоду от более тесного взаимодействия с нами, а мы – получать более комфортное условия для выхода на мировые рынки нефти» – считает чиновник.

Комментируя перспективы разработки Восточного Багдадского месторождения (а «Женхуа» дало на это свое принципиальное согласие 31 декабря 2017 года, правда речь шла о южной части месторождения), эксперты считают, что китайцам предложена сложная задача: районы месторождения достаточно плотно заселены и, кроме того, нефтеносные пласты там имеют низкие величины давления. Средняя величина добычи на скважину составляет 250 баррелей, что гораздо меньше этого значения на других месторождениях, где одна скважина может выдавать в сутки тысячи баррелей. Исследование, проведенное в 2006 году японской компанией Japex, показало, что на Восточном Багдадском для добычи 400 000 баррелей придется обустроить 2 000 скважин.

В любом случае эта нетривиальная задача вполне может оказаться китайцам и по плечу. В Ираке на сегодня они так или иначе, участвуют в качестве операторов и партнеров в дюжине проектов с совокупной добычей около 3 млн баррелей нефти в сутки, включая такие месторождения, как «Румейла», «Западная Курна 1», «Хальфайя», «Бузурган», «Факка», «Абу-Гариб» и «Так-Так».

Что касается SОМО то для нее механизм создания подобных предприятий сулит неплохие перспективы в плане использования лоббистских возможностей партнеров и их клиентской базы. Лучше поделиться частью прибыли, чем не получить вообще ничего – такая логика вполне оправдана при нынешней ценовой конъюнктуре и позволит обеспечить главное на сегодняшний день для любого производителя и продавца нефти – стабильный спрос.

52.23MB | MySQL:103 | 0,793sec