Сирия: разгар гуманитарного кризиса в Африне

К концу марта 2018 года гуманитарный кризис в сирийской провинции Африн достиг своего апогея. В результате захвата Турцией и подконтрольными ей боевиками большей части курдского анклава, включая установление контроля 18 марта над его одноименной столицей, с середины марта вынужденными переселенцами стало почти 200 тысяч человек. Из них порядка 140 тысяч человек мигрировали в город Талль-Рефаат, который пока контролируется сирийскими правительственными силами, но Турция  уже обозначила его в качестве следующей цели. Ещё около 60 тысяч человек не остановились и бежали ещё далее — в Алеппо, а также в соседние провинции, контролируемые курдами. В частности, в г. Манбидж и Хасеке. При этом, по данным заместителя генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам М.Лоукока, в самом городе Африн все ещё может оставаться от 50 до 70 тысяч человек. Дело в том, что курдские повстанцы до последнего удерживали мирное население, не позволяя начать массовую эвакуацию из планомерно занимаемых турецкими войсками районов Африна. Кроме того, доступ временно перемещённых лиц из Африна в провинцию Алеппо был также некоторое время назад, с начала массового наплыва курдских беженцев, заблокирован со стороны Дамаска и до сих пор не открыт.

После того, как 27 марта в СМИ распространились новые сообщения о якобы договорённостях между Россией и Турцией о сдаче последней Талль-Рефаата, напряжение в этом региона стало возрастать, а угроза новой волны массовых перемещений беженцев стала как никогда реальной. В то же время, по состоянию на конец марта с.г., при содействии ооновской гуманитарной миссии, около 50 тысяч человек в Талль-Рефаате получили гуманитарную помощь, в том числе палатки, продовольствие и медикаменты. В то же время, эвакуация тяжелораненых в специализированные клиники в Алеппо является существенной проблемой из-за ограниченного доступа, при том их лечение в местных условиях, опираясь на технологическую и ресурсную  базу  не представляется возможным.

Отдельного внимания требует гуманитарная ситуация в городе Африн. По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), уровень насилия в отношении мирных жителей после занятия города протурецкими силами остаётся высоким. В городе производятся выборочные аресты гражданских лиц, конфискация из имущества, а доступ гуманитарных организаций туда фактически закрыт. Многократные призывы со стороны ООН о необходимости соблюдения гуманитарного права и соответствующих конвенций всеми участниками конфликта, включая поддерживаемых Турцией боевиков, пока не возымели большого эффекта.

Примечательно, что словно реагируя на критические высказывания профильных международных организаций по поводу гуманитарного доступа, Анкара в конце марта с.г. активизировала гуманитарные усилия в Африне и стала резко наращивать содействие по линии турецкого общества Красного Полумесяца.  28 марта на совещании с участием премьер-министра Турции Б.Йылдырыма было принято решение об открытии нового пограничного пункта недалёко от села Хаммам в районе Кумлу, в целях быстрого наращивания гуманитарной помощи Африну. Кроме того, приняты конкретные решения по гумпомощи. В частности, большая партия гуманитарной помощи направлена в Африн в самом начале апреля с.г. Акцент в гуманитарных усилиях по каналам общества Красного Полумесяца Анкара делает на медицинском и продовольственном содействии. Развёрнуты мобильные госпитали и полевые кухни, распределяются продовольственные пайки. При этом другие турецкие агентства и структуры окажут помощь в восстановлении инфраструктуры и разрушенного жилого фонда. Эта работа может начаться после зачистки жилых кварталов от мин и других взрывчатых веществ. Одновременно, турецкие специалисты приступили к работам по восстановлению водоснабжения и обеспечения питьевой водой. Таким образом, Анкара четко обозначает свои намерения установления долгосрочного присутствия в регионе, наращивая гуманитарную составляющую и создавая условия для возвращения гражданского населения обратно в анклав, о чем турецкие власти уже объявили как о важнейшей среднесрочной задаче. При этом, очевидно, что допускать международные гуманитарные организации и тем более сирийские правительственные гуманитарные структуры в зону своего влияния Анкара не намерена.

Таким образом, достигший пика гуманитарный кризис в Африне породил три отдельные проблемы.

Первая — оставшееся в анклаве гражданское население (50-70 тысяч), доступ к которому со стороны ООН заблокирован и помощь оказывается Анкарой с турецкой территории. При этом, по заверениям турецкой стороны, с конца марта гуманитарные усилия активизировались, и гражданское население получает достаточную и комплексную помощь от турецких властей. В то же время, по поступающим оттуда сообщениям, высок уровень насилия против гражданских лиц, особенно курдов, в контексте продолжающихся этнических чисток и зачистки от курдских отрядов,  сдавших Африн.

Вторая проблема — гуманитарная защита курдских беженцев, устремившихся через Алеппо в Манбидж и Хасеке. Их общее число может составлять до 50 тысяч человек. С учетом малонаселённости этих регионов, столь массовый наплыв беженцев создаёт высокую степень нагрузки на необеспеченные и без того бедствующие местные коммуны, проживающие в немногочисленных населённых пунктах контролируемой курдами территории. По опыту гуманитарной ситуации в Ракке понятно, что ожидать существенной гуманитарной помощи от американской коалиции не приходится. Поэтому, несмотря на отсутствие на этом этапе прямой угрозы безопасности и насилия, эта группа курдских беженцев будет в довольно сложной ситуации в отсутствие налаженных каналов гуманитарной помощи. Да и декларируемые Турцией намерения о захвате Манбиджа в некоей отдалённой перспективе не предвещают курдских беженцам ничего хорошего.

Третья, наиболее масштабная, пожалуй, проблема — гуманитарное положение 170 тысяч перемещённых лиц в населенном пункте Талль-Рефаат. В обозримой перспективе, наиболее значительные гуманитарные проблемы ожидаются именно здесь, особенно в контексте многочисленных сообщений и слухов о договорённостях между Москвой и Анкарой о вероятной сдаче этого стратегического города турецким войскам. Доступ гуманитарных конвоев и международных организаций к этому району хотя и имеется, но весьма неустойчивый и нерегулярный. В конце марта первый гуманитарный конвой с помощью достиг таки цели, но ещё многое предстоит сделать. В то же время, политическая ситуация вокруг Талль-Рефаата остаётся весьма нестабильной и неустойчивой. Ожидается, что ситуацию смогут прояснить намеченные на 4 апреля переговоры руководителей Росссии, Турции и Ирана по Сирии. Если этот город будет сдан турецким войскам, масштабы гуманитарной проблемы ещё более возрастут, поскольку начнётся новая массовая волна внутренних переселений.

52.28MB | MySQL:103 | 0,529sec