Сирия: об обострении отношений между арабами-суннитами и курдами в Ракке

В освобожденной от террористов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) провинции Ракка в последние недели активизировалась военно-политическая жизнь. Ведущее иранское агентство Fars News 4 апреля со ссылкой на местные источники сообщило о столкновениях между местными арабами-суннитами и курдскими бойцами из проамериканских «Сил демократической Сирии» (СДС). Это не первый случай вооруженных столкновений между местными арабами и новыми властями провинции. Ранее 26 апреля РИА Новости сообщили о таком же столкновении. По информации источников из числа местных жителей, «большое число людей, проживающих в Западной Ракке, подняли восстание против поддерживаемых США бойцов СДС», — сообщило российское СМИ. Жители населенного пункта Аль-Мансурех и близлежащих районов в Западной Ракке подожгли несколько курдских баз, а также вступили в столкновения с бойцами СДС после того, как курды задержали лидера авторитетного арабского племени.

Не будем вдаваться в подробности произошедших событий. СМИ склонны к преувеличению тех или иных событий. Часто медиа приукрашивают, придают особо яркие тона событиям, которые вовсе ничего не значат. Однако в данном случае, все обстоит иначе. Нет оснований не верить, что район Ракки, несмотря на поражение ИГ, продолжает оставаться горячей зоной. Разумеется, ни о каком арабском восстании говорить не приходится. У местных арабов-суннитов, которые, между прочим, еще в 2014 году почти в полном составе поддержали ИГ, нет ни ресурсов, ни сил, ни поддержки. ИГ  разгромлено, а на территорию бывшей сирийской столицы «халифата» введены хорошо экипированные войска проамериканских СДС. Но «бунт» или, если угодно, столкновения между арабами и курдами неизбежны по целому комплексу исторических, религиозных, этнических и социально-культурных факторов. Арабы и курды ненавидят друг друга на уровне подсознания. Арабы-сунниты Ракки, или региона Джазиры, крайне религиозны и не потерпят власти курдов. Это очевидно и не подлежит сомнению.

В октябре 2017 года провинция Ракка с одноименной столицей была освобождена от ИГ силами международной коалиции во главе с США. По крайней мере, об этом было объявлено. Действительно, боевики отступили, но не осенью, а зимой. А если быть совсем точными, то значительная часть из них просто оставила одноименный город и ушла в пустынные районы у границы с Ираком. Там ничейная зона, можно укрыться и перевести дух. Авиация разрушила город бомбежками, но в него уже успела вернуться часть местного населения, но город не был восстановлен. Сейчас ситуация в Ракке близка к катастрофической. Ракка – провинция арабов-суннитов, которые никогда не примут власть курдов. Незадолго до начала операции в Вашингтоне серьезно рассматривался вопрос о целесообразности использования курдских формирований в освобождении города. Идея, мягко говоря, не самая удачная, однако за неимением альтернативы американцы все же пошли на это.

Курды в свою очередь никогда не хотели выхода из своего естественного ареала проживания – части севера Сирии, приграничных с Турцией регионов, провинции Хасеке. В Ракке  нет ни одного фактора, который играл бы им на руку. Большая часть населения ненавидит их, ненавидит режим Башара  Асада, отчасти симпатизирует ИГ. Привлекая сирийских курдов к операции под кодовым названием «Великая битва», американцы посеяли семена новой гражданской войны. Однако Пентагону нужна была операция по освобождению столицы ИГ, а реальных сил кроме в основном курдских СДС в наличии не имелось. СДС – это продвинутая проамериканская армия, состоящая из курдов (70%), арабов (20%), а также агентуры ЦРУ и Сил специальных операций США (10%). Ее можно назвать одной из наиболее дееспособных сил современной Сирии, продуктом гражданской войны.

Но нужно отдать СДС должное – именно они освободили Ракку и воевали с ИГ в пустыне, будучи отлаженной боевой машиной, созданной агентами военизированного крыла ЦРУ и Пентагона. Тогда арабы-сунниты, находящиеся под давлением всего мира, отступили, ИГ было разгромлено. Однако местное арабское население никуда не делось, и оно наверняка не собирается долго терпеть власть новых хозяев. Таким образом, в районе Ракки складываются факторы, которые впоследствии могут привести к более масштабным столкновениям местных арабов против курдских вооруженных формирований. Полномасштабного восстания в Ракке, разумеется, пока что нет. И, скорее всего, арабы не смогут его организовать в ближайшее время. Однако, исходя их социальных реалий этого района Сирии, такой сценарий нельзя исключать.

52.24MB | MySQL:103 | 0,486sec