Ирак: о ходе выполнения программы поставок нефти из Киркука в Иран

Несмотря на сообщения о скором вводе в строй трубопровода из Киркука в Иран, реальность вносит свои коррективы. Это относится, к слову, и к возобновлению поставок из Киркука в турецкий порт Джейхан. Судя по всему, первые опытные прокачки нефти могут состоятся не ранее начала осени.  В этой связи, утечки из компании SОМО о начале в середине апреля поставок автомобильным транспортом (наливными цистернами) нефти в Иран, вполне могут оказаться действительностью. При этом, представитель местной администрации провинции сообщил журналистам, что «не в курсе планируемых отгрузок». Это может свидетельствовать как о повышенной кулуарности вопроса, вызванной опасениями возможных диверсий против цистерн, так и особенностями бюрократической организации структуры исполнительной власти в современном Ираке. Министерство нефти в лице Северной нефтяной компании вполне может и не удосужиться такой мелочью, как информированием местных властей о своих планах. Хотя, скорее всего, на сегодня, SОМО не до конца уверена, удастся ли ей обеспечить загрузку нескольких сот цистерн, которые встанут в «вертушку», или нет.

Напомним, что речь идет о поставках на первом этапе, 30-40 тысяч баррелей нефти, которые, как ожидается, будут направляться с пограничного перехода в Первезхане на НПЗ в иранском городе Керманшах. Далее, предусматривается увеличить поставки на треть и довести их до 60 тысяч баррелей в сутки. Это означает перевозку около 9.5 млн литров нефти. Или около 8 200 тонн. Если предположить, что их повезут сорокатонными цистернами, то понадобится немногим более двухсот машин. Путь составит 400 и 440 километров, в зависимости от того, по какому из двух возможных маршрутов, через Сулейманию, или Туз-Хурмату, пойдут машины, следовательно, понадобится удвоить их количество, с тем чтобы доставлять и выгружать такое количество нефти каждые сутки. Если исходить из характера обеих маршрутов, состояния дорожного покрытия и загрузки дорог, то можно сделать вывод, о том, что обеспечить такие объемы поставок будет непросто.

Разумеется, местные власти провинции Киркук не только озабочены отсутствием информации о поставках и их объемах. Они еще и не представляют себе, сколько ренты они получат от этих продаж в местный бюджет. Это также может объяснять таинственность происходящего, поскольку SОМО сегодня затрудняется определить, сколько же удастся отгружать нефти таким образом, и сколько, в итоге, можно будет заплатить Киркуку. На сегодня известно лишь, что перевозчиком выбрана компания «Аш-Шамс», а общий контроль за отгрузками, их технической стороной, будет осуществлять Северная нефтяная компания.

Азар Джибари, член Совета провинции Киркук заявил представителям местных СМИ, что «желательно было бы понять, какие именно подробности содержаться в соглашениях, касающихся поставок нефти провинции». А эксперт местных властей по вопросам нефтяной промышленности, инженер Фаиза Маджид, выразила надежду на то, что интересы жителей провинции будут учтены так же, как тогда, когда нефть Киркука шла на экспорт в сирийский Банияс и в турецкий Джейхан.

Идея северного нефтяного потока в Иран была озвучена вскоре после того, как иракские правительственные части и отряды Народного ополчения смогли вернуть под контроль Багдада территорию этой провинции, частично захваченную террористическими группировками, а частично – курдскими отрядами.  Ранее, обе стороны подчеркивали важность этих поставок, позволяющих обеспечить сырьем НПЗ в Керманшахе, с одной стороны, с другой – позволить Ираку рассчитывать на зачетные поставки на экспорт нефти с иранских терминалов, поскольку собственные работают на пределе мощностей. Еще один вариант расчетов предусматривает поставки схожей по спецификации нефти на южной иракской границе, при этом, несмотря на отсутствие официальных комментариев на этот счет, нетрудно сделать вывод, что 40 и даже 60 тысяч баррелей предназначены не для экспорта, а для местного потребления, поскольку вся нефть Басры почти целиком на экспорт и отправляется.

Появляются новые сведения о ходе продвижения проекта трубопровода на иорданский порт Акаба. По заявлению главы иорданского парламента Атефа ат-Тарвани, выступившего перед представителями иракских СМИ, «проект осуществляется и получены как согласование из парламента Ирака, так и предварительные оценки стоимости проекта и первичные инженерные расчеты». «Мы рассчитываем на реализацию этого проекта в ближайшей перспективе», — добавил парламентарий. При этом, по-прежнему не ясно, кто возьмет на себя основное бремя по финансированию стройки, поскольку, на сегодня, ни Ирак, ни Иордания самостоятельно с ним не справятся. Меморандум о взаимопонимании, касательно проекта был подписан между двумя странами 15 ноября 2015 года. В апреле 2017 года правительство Ирака одобрило проект строительства трубопровода Басра – Акаба, общей стоимостью в 5.6 млрд долларов США.

5 февраля прошлого года проект получил одобрение парламента Иордании. Из планируемого объема ежедневной прокачки в 1 млн баррелей, 150 тысяч баррелей пойдет на иорданский НПЗ в Аз-Зарке, остальная часть будет предложена на экспорт. При этом, рассчитывается, что инвестор оплатит сооружение трубопровода, а затем будет получать плату от иракского правительства, которое возьмет его в аренду. Срок проекта составляет 25 лет.

Излишне говорить о той важности, которую имеет этот проект, как для укрепления энергетической состоятельности Иордании, так и для диверсификации иракского нефтяного экспорта. Интрига, между тем, кроется в том, кто же возьмется за инвестирование проекта. Закономерно, вроде бы, что эту роль возьмут на себя саудовцы, однако последние пока не проявили намерения войти в проект. Им не очень нравится появление не столько конкурента на Красном море, специфика Акабы как порта и саудовский контроль над входом в Акабский залив позволяют нивелировать эту озабоченность, сколько то, что у Иордании появляется возможность уменьшить зависимость от Эр-Рияда. Возможно, свое слово на это счет скажет Вашингтон. А возможно и Катар, в последнее время «ушедший в тень», и не радующий нас новыми экстравагантными демаршами, решит проявить инициативу, кто знает? Наконец, остается Тегеран, вполне способный к недавно объявленному проекту автомобильной трассы до Дамаска подкрепить ее трубопроводом до Акабы, ведь недаром, планы по интегрированию иракской трубопроводной системы предусматривают прокачку по ней и иранской нефти. В том числе и той, которая, не исключено, уже в середине апреля может поступать в Ирак в оплату за поставки из Киркука.

52.11MB | MySQL:103 | 0,564sec