Возможности США, Израиля и КСА по дестабилизации иранского режима

Накал противостояния с Ираном продолжает нарастать, о чем свидетельствуют в числе прочего последние времени заявления премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху. Накануне Дня Катастрофы и Героизма европейского еврейства, выступая в Яд ва-Шеме, глава правительства сказал, что ИРИ не следует проверять Израиль на прочность. Одновременно он добавил, обращаясь к простым иранцам: «Режим угнетает вас, но когда этот режим исчезнет с лица земли, наши два народа могут снова жить вместе, сосуществуя мирно».

Рассуждения о том, что корень всех зол не Иран как таковой стали особенно популярны после зимних протестов в Исламской Республике, которые заставили поверить в возможность трансформации, обратной той, что произошла после Исламской революции 1979 г. Судя по всему, верят в них и в самом Иране, что выдают опасения по поводу возможного сговора противников не для организации военной коалиции, а с целью подорвать режим. Так, в середине недели иранская радиовещательная сеть Pars Today сообщила, что во время визита наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана во Францию он принял участие в закрытой встрече с послом Израиля А.Бин-Нун и М.Раджави — женой лидера Организации моджахедов иранского народа Масуда Раджави, после его исчезновения в Ираке в 2003 г. исполняющей обязанности руководителя движения. Иранские источники указывают, что беседа состоялась в замке Людовика XIV неподалеку от Версаля, который саудовский принц приобрел еще в 2015 г. за рекордную для сделок с недвижимостью сумму. О роли израильского посла в сообщениях иранцев не говорится ничего. При этом упоминается, что Мухаммед бен Сальман поблагодарил М.Раджави за поддержку, которую она оказывала демонстрантам во время зимних протестных акций в Иране.

Экстравагантному принцу, о путешествиях которого в последние недели рассуждает весь мир, разумеется, было бы лестно провести секретные переговоры с двумя представительницами прекрасного пола, каждая из которых по-своему опасна для ИРИ. О правдоподобности такого сценария, как минимум, на уровне переговоров саудовцев с антииранскими негосударственными акторами размышляют и местные аналитики. К примеру, основатель журнала Iran View М.Мусави отмечает, что растет интерес Эр-Рияда к тому, чтобы объединить всех иранских противников для дестабилизации ИРИ, поскольку открытая война против неё будет стоить во всех смыслах слишком дорого. Для воплощения этой задачи, как считает эксперт, важна не только поддержка антиправительственных сил, но и усиливающее экономическое давление, которое должно еще сильнее взволновать общество.

Во всем этом одну из центральных ролей играют США. В этой связи упомянутая встреча, независимо от того была она в реальности или оказалась алармистской газетной выдумкой, видится иранцам особенно опасной в свете назначения на пост советника американского президента по национальной безопасности Дж.Болтона. Сторонник жесткого силового ответа ИРИ не просто поддерживает дружественные связи с М.Раджави, но и был в числе тех, кто лоббировал исключение Организации моджахедов иранского народа из списка организаций, признаваемых террористическими в США. Так, секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ А.Шамхани, комментируя назначение Дж.Болтона, отметил: «Для страны, старающейся казаться сверхдержавой, стыдно, что сотрудник, работающий в сфере национальной безопасности, получает зарплату от террористической секты». Ответ на это замечание был соответствующим. Пресс-секретарь Дж.Болтона сделала заявление, в котором утверждалось, что её работодатель «не реагирует на пропаганду, которую распространяет государство, давно включенное в США  в список спонсоров терроризма».

Впрочем, помимо внешних сил, в Иране есть еще внутренние, о которых тот самый режим, судя по всему, не думает, таким способом толкая на протесты. Особенно остро сейчас звучит вопрос об использовании водных ресурсов, с нехваткой которых, прежде всего, столкнулись в Исфахане и Хузестане. При этом недовольство местного населения вызывает тот факт, что вода фактически перераспределяется, используя коррупционные схемы, в пользу тех проектов и организаций, кто выгоден режиму, в то время как местные фермеры страдают от засухи. Эта тема поднималась во время зимних протестов конца 2017 г. – начала 2018 г., звучала она на акциях, проведенных в марте и апреле нынешнего года. Мало того, опасный подтекст предают ей и голоса скептиков, предупреждающих, что в Сирии гражданская война началась с аналогичных причин.

Таким образом, шанс ограничить иранское влияние в регионе есть, однако, его использование, судя по всему, зависит не от военной мощи, к применению которой в Тегеране готовы, а от «мягкой силы», способной повернуть протестные настроения в Исламской Республике в нужное русло. Однако для этого всем противникам ИРИ нужна особенно четкая координация действий, без которой неугодный им режим сможет продолжать маскировать свои масштабные планы по расширению в регионе за ширмой борьбы против Израиля, США и их союзников, а внешний враг, как известно, один из лучших способов объединиться и забыть о внутреннем.

52.2MB | MySQL:103 | 0,553sec