Размышления о политике России на сирийском и йеменском направлении

Представленный западными странами проект резолюции Совета Безопасности ООН по Сирии является несвоевременным и ненужным. Об этом заявил во вторник журналистам постоянный представитель РФ при всемирной организации Василий Небензя по окончании заседания Совбеза. «Я с самого начал говорил, что он несвоевременный и ненужный», — сказал дипломат. «В пятницу они осуществляют агрессию против Сирии, а в субботу выходят с политической резолюцией. Вы не находите это смешным?», — задался вопросом дипломат.  Мы не находим, поскольку вся тактика Запада в принципе и является сочетанием двух этих аспектов: сначала экономическое или военное давление, а затем предложение по урегулированию на своих условиях. Таким образом, оппоненты коллективного Запада пробуются «на зуб» и одновременно им демонстрируется свой «конструктивный подход». Франция в субботу распространила свой проект резолюции Совета Безопасности, который затрагивает три направления работы ООН по Сирии — ситуацию с применением химического оружия, гуманитарную ситуацию и политическое урегулирование. Соавторами текста стали Великобритания и США, за сутки до этого нанесшие вместе с Францией несанкционированные ООН удары по Сирии в ответ на неподтвержденную химическую атаку в пригороде Дамаска Думе. 16 апреля французский постпред Франсуа Делаттр сообщил, что в Париже не ставят «искусственных сроков» рассмотрения своего проекта резолюции. По словам дипломата, его делегация готова к конструктивным переговорам со всеми членами Совбеза. На следующий день постпред Великобритании Карен Пирс заявила, что не рассчитывает на скорое одобрение документа. Первый раунд переговоров по тексту прошел в понедельник на уровне экспертов. Как сообщил Небензя, российская делегация присутствовала на встрече и донесла свою позицию о том, что эта инициатива несвоевременна. «Сейчас они говорят, что не давят на нас, что будут обсуждать, но все равно, это ничего не меняет. У нас все есть в уже существующих резолюциях, у нас есть политическая резолюция, ряд гуманитарных, включая 2401 [о прекращении боев для оказания помощи населению], а что касается механизма [по расследованию химических атак], создания которого они добиваются, то они сами себе атрибутивный механизм. Они установили «вину» и уже наказали «преступника». Зачем им теперь механизм атрибуции?», — возмутился Небензя. В этой связи отметим, что любые попытки западных стран протащить под эгидой своей больше пропагандистской операции в Сирии какие-либо резолюции в рамках преодоления этого кризиса сейчас должны быть автоматически отвергаться. Цель всех этих комбинаций — замораживание конфликта не с целью его преодоления, а исключительно в рамках затягивания времени для реализации собственных стратегических задач. А это, как мы уже отмечали, включает в себя только две локальные цели: сохранение основных оплотов боевиков в Дераа, Хомсе и Идлибе под эгидой т. н. «зон деэскалации» с перспективой расширения этого механизма; и блокирование таким образом возможного наступления правительственных сил и их союзников на регион восточнее Евфрата, где США планируют создать альтернативные от Дамаска органы управления из местных арабов-суннитов на деньги аравийских монархий. Такой сценарий дает возможность в среднесрочной перспективе вывести эту объединенную силу в лице арабов-суннитов и курдов на женевский формат переговоров под своей эгидой. Вот и весь план. На это требуется время, и путем чисто военных мер сдержать наступление правительственных сил не получается. В этой ситуации единственной реальной возможностью противодействия со стороны российской стороны является безусловное ветирование всех инициатив Запада вне зависимости от темы обсуждения. В данном случае вопрос не в слепом упрямстве и желании насолить оппонентам, а в тактике. С учетом жесткого давления на Москву на всех фронтах необходимо менять тактику противодействия. В этой связи вспомним заметное молчание президента РФ В.В.Путина по вопросу подготавливаемой США, Великобританией и Францией ракетной атаки на Сирию, что очень сильно отличалось от истерики в твиттерах и публичным заявлениям западных лидеров по этому вопросу.  Сразу заметим, что мы сейчас говорим не о российской пропаганде, она как раз должна усиливаться на всех фронтах и приобретать более «уликовый» смысл: хватит голословно говорить о происках Запада, надо подтверждать их реальными фактами уликовыми материалами. Как, например, теми же обломками ракет, сбитых над Сирией или видеосвидельствами очевидцев «химатаки» в Восточной Гуте. Но сейчас мы говорим о политическом аспекте диалога с Западом. Соединенные Штаты продолжают контакты с Россией по поводу урегулирования конфликта в Сирии политико-дипломатическими методами, в том числе за счет ведения переговоров с властями в Дамаске. Это подтвердила во вторник на регулярном брифинге для журналистов глава пресс-службы Госдепартамента США Хезер Науэрт. «Могу сказать, что [должностные] лица, занимающие посты высокого уровня в других ведомствах правительства США, ведут переговоры с россиянами по различным вопросам. То, о чем вы говорите, я не могу комментировать, поскольку это не исходит из Госдепартамента США. Но могу вам сказать, что другие [официальные лица США] ведут с россиянами переговоры и дискуссии по данному вопросу», — отметила дипломат.  Рискнем предположить, что пора  менять ориентиры. Мы имеем ввиду как раз «эти дискуссии и переговоры». Их необходимо искусственно свернуть или минимизировать. По крайней мере, совершенно недопустима какая-либо инициатива в их проведении, если не считать контактов только по военном каналам коммуникации с теми же американцами в Сирии. Вообще есть смысл говорить о понижении дипломатического присутствия Москвы в тех же США и ЕС. Прежде всего в рамках каких-либо выдвигаемых инициатив по встречам и дискуссиям. Другими словами, диалог или, вернее — его остатки, с Западом надо подмораживать. Как не парадоксально это звучит, но именно такая тактика нанесет по Западу самый главный удар и заставит его очень сильно нервничать. Причем это в равной степени относится как к США, так и к Европе. Дискуссии с ними должны быть ограничены исключительно темами тех или иных экономических проектов. Причем от любых разговоров с теми же американцами надо отходить еще в большей степени, в том числе и рамках отзыва российского посла в США  «для консультаций в Москву». Причем сделать это без всякой привязки к какому-нибудь очередному проявлению санкционной или дипломатической войны с их стороны. Вашингтон надо приводить в чувство, причем шоковыми мерами. Только это заставит американцев сначала все более и более говорить о необходимости возобновления диалога, а затем  — начать практическую и внятную реализацию этого на практике. Сейчас ситуация обстоит ровно наоборот: Запад работает на опережение, ожидая российской реакции, а его надо, как показали итоги ракетного удара по Сирии, просто игнорировать в рамках политической дискуссии за исключением Совета Безопасности ООН. Все каналы коммуникаций по такого рода вопросам должны уйти в сферу партнерства между военными и спецслужбистами с наращиванием всех аспектов пропагандистской войны. При этом надо просто оказываться или игнорировать все западные  предложения по тем или иным сферам. Или, если проще, нарочито уклонятся от предложений по встречам на дипломатическом  уровне. Причем это должно касаться не только классической дипломатии, но и парламентской, а также всех совместных групп взаимодействия по тем или иным кризисам.  Эта тактика должна быть диверсифицирована по странам в зависимости от их антироссийского настроя, но суть при этом должна быть единой. Присутствие там российских представителей должно быть нарочито формальным с понижением уровня присутствия. Это же должно коснуться и демонстративного снижения уровня присутствия западных политологов и экспертов проправительственного настроя на различных конференциях и форумах. Если кто-то думает, что таким образом работает некий канал доведения позиции Москвы по тому или иному вопросу, то ошибаться. Западное экспертное сообщество сейчас в своем большинстве дает только те рекомендации, которые востребованы сверху.  Таким образом, замораживание дипломатического присутствия и готовности к кому-либо дискуссионному формату является очень серьезным ассиметричным ответом на сложившуюся ситуацию, которую можно назвать «западный беспредел». Не надо пытаться говорить с бедуинами с точки зрения западной демократии нынешнего времени, не надо говорить с беспредельщиками с точки зрения норм дипломатического этикета и международного права. Тем более, что все действия Запада настроены сейчас на то, чтобы демонстративно вывести Россию из этого формата. Надо продемонстрировать, что диалог на таких условиях невозможен. И вы очень быстро увидите, что ситуация начнет возвращаться если не в нормальное русло, то, по крайней мере,  в те понятные правила отношений, которые были в период существования СССР. Лучше этого формата все равно в среднесрочной перспективе не будет, но будут установленные правила игры.  И разговоры о том, что плохой диалог лучше хорошей войны, здесь не работают. Этот плохой диалог ничего не приносит, а вот его подмораживание сразу же даст Западу осознание того, что без России решить ряд ключевых вопросов не получается. Начиная от Афганистана и заканчивая процессом БВУ и Сирией. И это вынудит его идти на диалог, правила которого будут разительно отличаться от нынешней ситуации.

И первым шагом в этом направлении должна стать история с попыткой американцев принять в Совете Безопасности ООН резолюцию по Йемену. Урегулирование конфликта в Йемене может стать образцом для решения других кризисов в регионе. Такое мнение высказал во вторник постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя на заседании Совета Безопасности по йеменскому урегулированию. «Йемен, при наличии желания и политической воли, может стать образцом для решения других конфликтов в регионе и стать фактором, способствующим региональной стабильности, в которой этот регион так нуждается», — отметил дипломат. Он подтвердил «принципиальную позицию» России «в пользу скорейшего прекращения вооруженного противостояния в Йеменской Республики, отказа сторон конфликта от использования силы и попыток военным путем разрешить существующие противоречия». «Это можно сделать, только если сфокусироваться на самом Йемене, а не пытаться привносить в этот конфликт геополитические расчеты», — указал Небензя. «Начали вы все правильно, и мы рассчитываем, что вам удастся при поддержке Совета Безопасности и при поддержке всех заинтересованных сторон сдвинуть этот затяжной кризис с мертвой точки. Мы в этом вас будем поддерживать», — сказал постпред РФ. По его словам, в Москве внимательно следят «за развитием военно-политической и гуманитарной ситуации в Йемене». «Серьезно обеспокоены тем, что в результате продолжающихся боевых действий растет число убитых и раненых, ширится масштаб урона, нанесенного объектам гражданской инфраструктуры, включая медучреждения», — отметил Небензя, добавив, что «пока тенденции на эскалацию конфликта лишь усиливаются», а гуманитарная катастрофа — усугубляется. В свою очередь постпред США Никки Хейли выразила уверенность, что СБ ООН может без труда договориться о шагах по урегулированию конфликта. По ее словам, «Йемен — это не Сирия». В этой связи отдаем должное необходимости российской дипломатии говорить «правильные вещи», но если говорить цинично и применительно к российским интересам, то возникает вопрос: а зачем Москве нужно помогать Вашингтону  в ущерб своим национальным интересам? Дело в том, что конфликт в Йемене является, если говорить совсем схематично, асимметричным ответом тем же саудовцам по вопросам их присутствия в Сирии, и тем более — активизации усилий американцев в попытках усилить влияние КСА на сирийском направлении, как путем повышенных финансовых обязательств с точки зрения подкупа местных арабских суннитских племен, так и чуть ли не направлением в Сирию саудовского воинского контингента. Йеменский конфликт является той самой «черной дырой», которая оттягивает значительную часть сил и средств Эр-Рияда от других принципиальных направлений. В том числе и на сирийском, и в  мусульманских регионах России. Если кто-то забыл, то напомним, что снижение уровня бандитизма в Чечне и на Северном Кавказе проходило синхронно со снижением уровня финансирования бандподполья со стороны Саудовской Аравии и соответственно направлением в этот регион своих эмиссаров. И произошло это в большей степени по причине начала войны в Ираке и переориентацией КСА на это направление с использованием механизма «Аль-Каиды» (запрещена в России). Любое снижение уровня саудовского присутствия  в Йемене с точки зрения военной активности автоматически вызовет переориентирование  сил и средств прежде всего на сирийском направление. И зачем это надо российским военным? Особенно с учетом предстоящих усилий по ликвидации оплотов просаудовской «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в России) в Идлибе. Понятно, что позиция МИД РФ по Йемену во многом сейчас продиктована гибелью экс-президента А.А.Салеха, с личностью которого и неплохими отношениями с ним связана вся карьера многих российских дипломатов, которые специализируются на этом направлении. Но время сейчас не то, для того,  чтобы подыгрывать нашим западным и ближневосточным «партнерам» в их попытках вылезти из тяжелой и патовой ситуации в Йемене и тем самым предельно осложнить жизнь российским военным в Сирии.

52.25MB | MySQL:103 | 0,492sec