У ОАЭ возникли сложности с покупкой базы в Бербере в Сомалиленде

По данным ряда экспертов, ОАЭ продолжает испытывать серьезные сложности с реализацией своего проекта по легализации сделки по покупке бывшей военно-морской базы Бербера  в Сомалиленде. Причем речь сейчас даже не идет о попытках центрального правительства в Могадишо дезавуировать эту сделку и признать ее юридически ничтожной. Ситуация обострилась внутри самой политической и племенной элиты этого полугосударственного анклава. Закончилось это тем, что нынешний президент Сомалиленда не смог пролоббировать официальное завершение сделки по продаже Берберы на фоне резко обострившихся противоречий внутри самого кабинета министров. По оценке экспертов, несмотря на то, что президент Сомалиленда Муса Бихи Абди (МБА) выступает за ратификацию соглашения по Бербере, он явно теряет сторонников в своем ближайшем окружении. В этой связи они указывают на то, что МБА практически утерял контроль над членами своего кабинета министров. Так, представитель Сомалиленда в Дубае Баше Авиль Омар, который является зятем бывшего президента Ахмеда Мухаммеда Махамуда (он же Силаньо), заявил 7 апреля без одобрения и консультаций с МБА, что наступательные действия ОАЭ против йеменских боевиков-хоуситов в Йемене проводятся при обеспечении этих операций из Берберы. В том числе и в рамках боевых вылетов авиации и материально-технического снабжения эмиратовского контингента и лояльных ему отрядов южнойеменского ополчения. По оценке МБА, в результате таких заявлений Сомалиленд потенциально становится целью и мишенью для возможных открытых ударов в качестве ответных шагов со стороны хоуситов, которых поддерживают Иран и ливанская «Хизбалла». В принципе МБА очень сильно волнует возможный ракетный обстрел хоуситами не только базы в Бербере, но и самой Харгейсы. А такие возможности у иранцев есть, что они воочию доказывают своими ракетными ударами по КСА. Но кроме этого не исключен и морской десант в качестве проведения рейда по разрушению инфраструктуры Берберы, что хоуситы один раз уже довольно успешно апробировали во время своего нападения на базу ОАЭ в Эритрее два года назад. При этом Баше Авиль Омар не единственный член правительства, кто позволяет себе не согласовывать с президентом свои официальные заявления или попросту игнорировать его указания. Министр иностранных дел Сомалиленда Саад Али Шире, которому МБА поручил подготовить международную почву для подписания контракта по базе в Бербере, явно тянет время и саботирует любые переговоры с международными партнерами на эту тему. Причем не только по причине своей инертности, но и в связи с опасениями подачи исков со стороны Могадишо в международные арбитражи и просьбами из Эр-Рияда повременить с принятием решений на уровне правительства и замораживании всяческих переговоров на эту тему с международными партнерами.
В настоящее время КСА по просьбе ОАЭ организовало опосредованные контакты между Абу-Даби и Могадишо в рамках достижения компромисса по этому вопросу. 27 марта через своего посла при Организации Объединенных Наций Абукара Дахира Османа Сомали обратилась к Совету Безопасности с просьбой вмешаться, с тем чтобы воспрепятствовать строительству военной базы в Бербере, и в настоящее время МБА опасается достижения компромиссной договоренности по этому вопросу между ОАЭ и Сомали, что автоматически изолирует его и сделает неинтересным для Абу-Даби. При этом еще в середине марта с.г. позиция ОАЭ была несколько иной. Хотя во время своего визита в Абу-Даби президент Сомалиленда МБА не встретился с наследным принцем Мухаммедом бен Заидом аль-Нахайяном (а для Востока — это сигнал о недовольстве), он получил обязательства от его брата Мансура бен Заида аль-Нахайяна о том, что Абу-Даби будет оказывать помощь в обеспечении безопасности в Сомалиленде и обучении его полиции и армии. Однако эмиратовцы подчеркивали, что это соглашение будет работать только в случае, если МБА сможет довести внутренние процедуры по вопросу базы в Бербере до логического конца. В том числе и в рамках решения всех проблем с частными владельцами земли, которая входит в административные границы базы. Эта миссия была поручена президентом как раз министру иностранных дел Сааду Али Шире, который принадлежит к клану иссак/хабер авалб/саад из района Берберы. Но он не смог (или не захотел) убедить местных жителей покинуть этот сектор, что было расценено МБА как саботаж. Еще один сигнал шаткости позиции МБА — это оскорбление, нанесенное ему его же министром внутренних дел Мохамедом Кахином Ахмедом, который на этой неделе демонстративно отказался утвердить назначение Мухтара Мохамеда Али на пост главы регионального управления МВД, на чем настаивал лично президент. При этом Мохамед Кахин Ахмед мотивирует свое решение тем, что «МБА с ним не консультировался заранее». Все эти события происходят на фоне укрепления позиций в Сомалиленде лидера оппозиционной партии «Уадани» Абдирахмана Мохамеда Абдилахи, (Сирро), что стало очевидным во время обструкции 22 марта в парламенте доклада министра финансов Сомалиленда Юсуфа Мохамеда Абди, который представлял очередной бюджет.
Все сказанное очевидностях демонстрирует тот факт, что ОАЭ не до конца просчитали все риски, которые были связаны с покупкой этой базы. Прежде всего с точки зрения международного законодательства и возможных юридических рисков. Потратив значительное количество финансов на подкуп окружения прежнего президента Сомалиленд Силаньо, они открыли фактически «ящик Пандорры» с точки зрения огромного количества представителей местной элиты в Могадишо и Харгейсе, которые хотели бы получить свои откупные. Одновременно Эр-Рияд делает все возможное, чтобы провалить эту сделку или сделать ее максимально затратой для своего «союзника» в регионе. Но это уже делается в силу причин традиционной межарабской ревности и конкурентности.

52.19MB | MySQL:103 | 0,461sec