О перспективах дальнейшего формирования единого арабского экономического пространства

На завершившейся недавно в саудовском Дахране 29-ой встречи стран-членов ЛАГ, среди прочих аспектов, особое значение имело обсуждение планов по реализации проекта единого экономического пространства арабских стран, т.е. общего рынка.  Примечательное интервью, посвященное успехам и проблемам, с которыми приходится сталкиваться на этом пути, дал изданию «Аль-Иктисадыйя», Кямаль Хасан Али, помощник генсека ЛАГ по вопросам экономики. Рассуждая о трудностях при формировании законодательной и таможенной баз для будущего единого рынка, он, в частности, обратился к теме протекционистских практик, к которым прибегают на деле некоторые члены ЛАГ, которые на словах, тем не менее, поддерживают идею экономического союза.

Вопрос (журналиста «Аль-Иктисадыйя»). Несмотря на очевидные достижения при реализации идеи союза, не все ожидания воплотились в реальность. Как вы можете это объяснить?

Ответ: Да, верно, не все из задуманного и того, к чему мы стремимся, удалось осуществить. И мы стали желать еще большего. И многое, на самом деле, уже сделано. Особенно в плане подготовки законодательной базы для большого арабского экономического пространства. Фактически, объявив в 2005 году об учреждении свободной арабской экономической зоны, мы, на данный момент, уже завершили большую часть переговоров о применении ее правил на практике и началу перехода к таможенному союзу. Десять государств представили временные графики и соображения о том, как именно они намерены приступить к торговым операциям в новом формате, а три страны – Саудовская Аравия, Иордания и Египет подписали соглашение о зоне свободной торговли, положив тем самым, начало ее функционированию. В полный рост соглашение должно заработать к октябрю 2019 года.

И вы правы, наши ожидания превосходят то, чего удалось добиться, это в духе арабских реалий. Кроме того, ощущается влияние кризисов и угроз, нестабильная обстановка в некоторых странах – все это отражается на ходе выполнения программы единого рынка.

Вопрос: когда следует ожидать старт работы единого арабского таможенного союза? Что для этого предпринимается?

Ответ: Что касается таможенного союза, то мы видим его как следующий этап, который наступит вслед за созданием большой зоны свободной торговли. Сейчас эта зона пока не работает должным образом из-за применяемых некоторыми странами протекционистских мер. Созданы и действуют несколько координационных комитетов, согласующих тарифные и таможенные положения, выпущено несколько разъяснений по этому вопросу, все они, кстати, соответствуют требованиям Всемирной торговой организации, ведется исследовательская и экспертная работа, — то есть, работа по запуску таможенного союза ведется, несмотря на все существующие проблемы.  Например, согласован Устав будущего союза и критерии, по которым будет вестись как контрольная и надзорная работа, так осуществляться таможенное регулирование. В смысле применения норм, правил и стандартов, общеупотребимых в рамках союза. Мы надеемся на то, что у руководителей арабских стран достанет политической воли для инициации союза, поскольку вопрос, на сегодня, по большей мере, находится в прямой зависимости от общей политической обстановки.

Вопрос: обсуждались ли подробности соглашения о торговле и услугах между арабскими государствами и когда следует ожидать его подписания?

Ответ: Собственно, соглашение о предоставлении услуг дополняет соглашение о товарообороте. Есть две ипостаси: товары и услуги. Что касается услуг, то их предоставляется в двенадцати отраслях: образование, туризм, медицина и другие.  Вопрос этот обсуждается с 2000 года, был запущен т.н. Бейрутский переговорный раунд с участием десяти стран, представивших соображения о том, какие именно сектора услуг могут быть открыты для сотрудничества. Три государства, как я уже упоминал, подписали соответствующее соглашение, в том числе, и в части услуг.

Вопрос: до сих пор межарабская торговля в значительной степени ограничивается таможенными препонами. Что делается в этой области?

Ответ: Здесь большая часть проблем связана с тем, что в ряде случаев не исполняются ранее согласованные вещи и решения, в том числе и принятые на заседаниях ЛАГ. Действуют меры протекционистского характера. Информация по этому вопросу стекается в генеральный секретариат ЛАГ, где анализируется и всем странам-членам ЛАГ рекомендовано извещать об этих фактах секретариат.

Вопрос: Каждая встреча глав арабских государств ставит вопросы о едином экономическом пространстве, тем не менее, «воз и ныне там». Почему?

Ответ: Я полагаю, это не вовсе не так. И вот почему. Каждая новая встреча в верхах помогает устранить недоработки предыдущих и скорректировать те недочеты, которые выявляются при исполнении ранее принятых решений. Что касается тех же таможенных проволочек, то количество тех, кто не выполняет согласованные решения, меньше, чем тех, кто их уже выполняет. Процесс создания единого экономического пространства не одномоментный, и в части его выстраивания, большая часть пути пройдена. Повторюсь, удельный вес по решению вопроса находится сейчас больше в политической плоскости, нежели, чем в экономической или правовой.

Вопрос: каков объем внутренней межарабской торговли и что является основной товарной группой?

Объем товарооборота между странами-членами арабской зоны свободной торговли вырос с 15 млрд. долларов США в 1997 году до 99 миллиардов в 2016 году. Это произошло вслед за учреждением такой зоны в 2005 году и демонстрировало ежегодный рост, в среднем, на 14%. Нефть по-прежнему является важным предметом торговли и составляет до 20% в товарообороте, также, выросла доля и не-нефтяных товаров. Совершенствование исполнительных механизмов зоны окажет дальнейшее стимулирующее воздействие на увеличение торгового оборота.

По нашей оценке, претензии Саудовской Аравии на лидерские позиции в арабском мире, продемонстрированные на встрече лидеров стран-членов ЛАГ вполне корреспондируются с процессами оформления единого экономического пространства и таможенного союза арабских стран. Очевидно, в ближайшее время, вслед за проведением парламентских выборов в Ираке и наступления ясности в вопросе нефтяного курса ОПЕК, королевство вполне способно инициировать очередные шаги, направленные на реализацию этих проектов. Позиция Египта и Иордании по этому вопросу не оставляет сомнений, что касается тех же Катара, Сирии, Йемена и стран Магриба, то, по всей видимости, их участие в интеграционных процессах будет отложено на неопределенный срок. Остаются вопросы по позиции Алжира, Судана, о какой-либо позиции Ливии, речь вообще не идет, что касается Ирака, то он, скорее всего поддержит практические шаги в этом направлении, но с известными оговорками.

52.2MB | MySQL:103 | 2,350sec